СТРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Сретение Господне. История и значение праздника
Сретение Господне – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православии, он является непереходящим и отмечается 15 февраля (2 февраля по ст.ст.), на 40-й день от Рождества Христова
«Сретение» в переводе с церковнославянского языка означает встречу и символически указывает на одно из значимых событий в земной жизни Иисуса Христа, описанное в Евангелии от Луки.
На сороковой день после рождения Младенца Дева Мария и праведный Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм. Согласно закону Моисееву, женщине, родившей мальчика, не должно было в течение 40 дней ходить в храм Божий, а по прошествии этого срока надлежало матери с младенцем принести Господу благодарственную и очистительную жертву в храме. Не смотря на то, что Дева Мария не нуждалась в очищении, она смирилась и подчинилась предписанию закона.
В то время в Иерусалиме жил праведный старец Симеон. Он был одним из тех, кто, согласно преданию, занимался переводом Ветхого Завета с иудейского на греческий язык для Александрийской библиотеки. Во время перевода слов пророка Исаии Симеон усомнился в пророчестве о том, что Спаситель родится от Девы. Он даже хотел исправить текст, но откровение, снизошедшее на праведного старца, открыло ему, что он будет жить до тех пор, пока не увидит, как пророчество сбывается.
Приехав в Иерусалим, святой Симеон поселился там и ежедневно посещал храм, ожидая встречи с Младенцем. И вот на 365 году его жизни такая встреча состоялась – в храме появился Спаситель на руках у матери Девы Марии. Тогда святой Симеон взял Младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29 – 32).
Деве Марии же он предрек: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35). Слова «оружие пройдет в душу» толкуются следующим образом: значит, участь Матери Божией подразумевает тяжелые испытания и страдания через Ее Сына.
История становления празднества
Сретение Господне – один из древнейших праздников христианской Церкви, он был известен еще с IV века н.э. на Востоке, а на западе – с V века н.э.
История хранит свидетельства о том, что в этот день в разное время произносили проповеди святители Мефодий Патарский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов, Амфилохий Иконийский, Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.
До VI века н.э. этот праздник совершался не так торжественно, как это принято сейчас.
В 528 году н.э. во время правления императора Юстиниана, город Антохию ( «колыбель христианского богословия») сотрясло землетрясение, в результате которого погибло много людей. За этой бедой последовала другая – в 544 году моровая язва унесла жизни тысяч человек. Тогда, согласно преданию, одному из благочестивых христиан открылось, что Сретение Господне нужно праздновать торжественнее. После совершения в день праздника всенощного бдения и крестного хода, бедствия прекратились.
Песнопения, вышедшие из-под пера святителя Андрея, архиепископа Критского, святителя Косма, епископа Маиумского, святителя Германа, архиепископа Солунского и многих других, украсили празднование Сретения Господня и дошли до наших дней.
С праздником Сретения связана икона Пресвятой Богородицы под названием «Умягчение злых сердец» или «Симеоново проречение», которая символизирует исполнения пророчества святого Симеона «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35). На иконе изображена Богоматерь с 7 воткнутыми в сердце мечами: три справа, три слева и один снизу. Эту икону не следует путать с иконой Богородицы под названием «Семистрельная», хотя образы Божьей Матери на обеих иконах весьма схожи (на иконе «Семистрельной» — три меча с одной и четыре с другой стороны).
Верующие просят перед обеими образами о примирении враждующих и избавления от жестокосердия.
Традиция освящения свечей
В праздник Сретения Господня принято освещать свечи. Это древний чин, который в православной традиции совершается в знак очищения мира Светом Христова Евангелия.
Традиция происходит от древнего обычая устраивать в день Сретения шествие, наподобие крестного хода, с зажженными светильниками.
В молитвах на освящение свечей в праздник Сретения Господня верующие молятся о том, чтобы их души и сердца, просвещенные Святым Духом, избегали греха («слепоты»). А зажженная свеча символизирует огонек Благодати Божией, который нужно хранить на протяжении жизненного пути.
Хранят Сретенские свечи бережно весь год, а возжигают их для домашней молитвы.
Источник: www.liveinternet.ru
Сретение господне
15 февраля Русская православная церковь отмечает Сретение господне – встречу с Богом праведного Симеона-Богоприимца и Анны-пророчицы. День, который церковь почитает как встречу двух заветов – Ветхого и Нового.
15 февраля – сороковой день после Рождества Христова. На сороковой день впервые принесли Иосиф и Дева Мария младенца Иисуса в Иерусалимский храм для воздания жертвы Богу за своё очищение. Существовал такой закон, закон Моисея – первенец мужского пола должен был принадлежать церкви, то есть служить при храме. Дева Мария принесла «выкуп» – пять сиклей и двух птенцов голубиных.
Жил тогда в пригороде Иерусалима старец Симеон. Никто не знал, сколько ему лет – сто или триста… Жил он в одиночестве и бедности. Был благочестив и вёл праведную жизнь. Люди его сторонились, считали, что столь долгая жизнь – проклятие за какие-то грехи. Далеко не все верили в его рассказы о том, что оповестил когда-то его Ангел Божий – будет Симеон жить до тех пор, пока не встретится со Спасителем человечества.
Сретение. Икона XV века. Тверь
Редко выходил Симеон из дома, но в тот будний день надел он одежды праздничные и направился в Иерусалимский храм. Именно в этот день туда впервые принесли младенца Христа. Увидев его, Симеон подошел, взял Иисуса на руки и изрёк: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля…» (Евангелие от Луки)
В это же время в храме была пророчица Анна, она-то и поведала всем, что родился Спаситель, и что Симеон его узнал. С тех пор церковь отмечает этот замечательный праздник. Встречу закона и благодати.
Цитата из речи епископа Феофана (Говорова): «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…»
Само слово «сретение» со старославянского переводится как «встреча».
Издревле именно 15 февраля по народным поверьям встречались зима с весной, встречались, чтобы побороться, кому вперед идти, а кому и возвращаться.
Много примет существует для этого дня. Самая общепризнанная, дошедшая до нас из глубины веков, – если курица напьется воды у порога, то весна будет ранняя и тёплая. То есть если уже 15 февраля есть лужицы, из которых птички могут попить, – по всем приметам, весна идет, весне дорогу! А коли все лужи еще скованы льдом, долго еще холода терпеть…
Вечером на Сретение заклинали солнце, чтобы оно выглянуло из-за гор-горы. Это тоже было приметой долгожданной весны. Выглянет солнышко перед закатом – считай, прошли трескучие морозы, жди тепла. Не покажется – жди сильные власьевские морозы. Священномученика Власия Севастийского (около 316 года) поминали позже, 24 февраля.
Есть у народного Сретения еще два имени – Зимобор и Громовица.
Много пословиц и поговорок сложил народ про Сретение, много примет в связи с этим днём сохранил:
На Сретение капель – урожай на пшеницу.
На Сретение уже от воробья стена мокра.
На Сретение снежок – весной дожжок (то есть весна будет дождливая и мокрая).
На Сретение цыган шубу продаёт.
На Сретение кафтан с шубой встретился.
Тепло на Сретение – весна будет ранняя, тёплая.
Как ты, февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весной пахнет.
Кто в этот день украдёт – потеряет всё.
Много обрядов совершали крестьяне в этот святой день. Освящали в церкви воду, чтобы напоить ею больных, окропить скот и возы перед выходом в долгий путь. Этой овященной водой окропляли и пасеки в первую неделю каждого новолуния. Освящали свечи, чтобы их потом зажечь и очистить свой дом и скотный двор от ведьм и всякой другой нечисти.
Интересный праздник, религиозный и народный – две встречи, две философии, две мудрости.
Источник: s30893898787.mirtesen.ru
Раннее развитие детей
- Сретенье Господне (Громницы, Сустретенье)
двунадесятый, то есть один из двенадцати важнейших праздников Христианской Церкви, отмечаемый 2 (кат.)/15 (прав.) февраля. Непереходящий, т.е. дата праздника – постоянна.
Христианское значение праздника, библейская история и смысл
Предыстория
Как-то царь Египетский Птолемей приказал перевести пророческие труды Моисея с еврейского языка на греческий и отобрал для этого сложного дела 70 мудрецов-толковников. Среди них был и Симеон. Однажды он переводил пророчество, где было сказано: “Се Дева во чреве зачнет и родит Сына”. И вдруг он усомнился в написанном, как это дева сможет родить сына и уже собирался исправить, как ему казалось, ошибку, но к нему вдруг явился Ангел, удержал его руку и сказал: “Веруй тому, что написано; ты сам узришь событие величайшего таинства; ибо не увидишь смерти, пока не увидишь имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня”. Вот Симеон и не мог умереть до этого дня, хотя уже давно зажился и молил Бога, чтобы забрал к себе.
По закону Моисееву, все еврейские родители должны были своих первенцев, (то есть первых сыновей), на сороковой день после рождения, приносить в храм для посвящения Богу. При этом полагалось, в благодарность Богу, принести жертву. Закон этот бы установлен в память исхода евреев из Египта – освобождения от рабства, спасения тогда первенцев еврейских от смерти.
Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.
В это время в Иерусалиме жил старец, по имени Симеон. Он был человек праведный и благочестивый и ожидал пришествия Спасителя. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия. По преданию он жил около 300 лет. И вот, в этот день, по внушению Духа Святого, он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон встретил Младенца (сретение значит встреча), взял Его на руки и, славя Бога, сказал: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, – свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля”.
Этими словами Симеон с радостью говорил: “теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоего обещания), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей”.
Родившегося Господа Симеон называет: “светом во откровение” (для просвещения) языков (язычников), то есть всех племен и народов, и “славою для народа своего”, то есть Израиля. – Есть два Израиля: ветхозаветный и новозаветный. В Ветхом Завете то был избранный народ еврейский или израильский, а в Новом Завете – весь верующий мир христианский.
Иосиф же и Матерь Божия дивились словам Симеона. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: “Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу”, это значило, что Она Сама будет переживать великое горе за Сына Своего, когда Он будет страдать.
Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя.
Исполнивши все, что следовало по закону, Божия Матерь с Младенцем и Иосиф возвратились домой.
Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Материю и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господня, т. е. встречи Господа; и празднуется св. Православною Церковью, как один из великих праздников, 2-го февраля (15 февр. н. ст.).
Праведный Симеон называется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя.
См. Евангелие от Луки гл. 2, 22-39.
Сретение. Художник Рембрандт Харменс ван Рейн. 1669 г.
Из праздничной проповеди. Некоторые моменты мне показались полезными для понимания:
Встреча Симеона, ставшего символом ветхозаветного народа Израильского, и младенца Иисуса Христа в Иерусалимском храме является не только евангельским событием; ее значение для христианства неизмеримо больше, чем просто факт земной жизни Богочеловека. Сретенье в истории христианства символизирует встречу Ветхого и Нового Заветов.
В рамках церковного календаря Сретенье Господне завершает цикл рождественских праздников, посвященных прославлению явившегося в мир Господа и Спасителя – Богочеловека Иисуса Христа.
Мы сегодня празднуем Сретение Господне. “Сретение” – слово древнеславянское, которое означает на русском языке “встреча”, а на сербском – “радость”. И вот сегодня мы встречаем Господа с той же глубокой и благодарной радостью, с которой Симеон Богоприимец Его держал на руках своих и видел в Нем осуществление всех древних пророчеств. <. > В празднике Сретения сливается одновременно и радость, и ожидание крестной смерти Христа.
Бывают праздники, когда душа так исполнена ликования, что рука не поднимается на мирской труд, но бывают и такие, что рука не поднимется, потому что полно или скорби, или священного ужаса. Праздник Сретения Господня обе эти черты в себе соединяет.
Встречает Христа Сименон Богоприимец, <. >Вместе с ним свидетельствует об этой радости и Анна пророчица. Исполнилось ожидание не только Ветхого Завета, но всего человечества от начала мира, его желание. Тоска, надежда о том, чтобы пришел Господь и уже не было бы непроходимой пропасти между Им и нами. Одновременно эти праведники ликуют о том, что не только прошлое, но и будущее теперь оправдано и сияет надеждой и радостью. Пришел Господь, и пришло спасение, пришла надежда, которой никакое горе, никакой ужас земной не могут погасить, потому что Бог уже срели нас, Христос посреди нас и никто нас не вырвет ни из руки его, ни из любви его.
Но вместе с тем праздник Сретения несет на себе печать глубокого ужаса и скорби. Тот же Симеон, который возвестил пришествие Господне во плоти, обещал, принес страшную весть Божией Матери о том, что ей меч пройдет сердце, что Она будет пронзена такой болью, испытает такое страдание, как никто на земле. Тогда Она не знала, каковы будут этот ужас и это страдание; позже, предстоя у Креста Господня на Голгофе, Она его пережила до конца: скорбь и ужас Матери, которая видит Своего Сына пригвожденным ко Кресту неправедным судом, ненавистью тех людей, ради которых ОН жил, проповедовал, ради которых стал человеком; видела Его, как часами из Него текла жизнь, и наконец приняла Она Его мертвым в Свои объятия. Это Ей предрек Симеон Богопроиимец, и поэтому, празднуя этот день, ликуя о нем как о нашем спасении, вспомним, однако, об этой душу раздирающей скорби Божией Матери. Сколько матерей в России, и во всех странах мира могут эту скорбь понять, у кого дети – сыновья, дочери – были отняты болезнью или жестокой смертью войны.
Каждый из нас после своего рождения приносит в храм или приходит сам позже, чтобы быть крещеным и предстать перед Богом в воцерковлении. Это воцерковление младенца или взрослого – образ того, что тогда случилось в древнем Иерусалиме. Как поставлен был Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, перед лицом Господним, так и каждый из нас, когда мы бываем крещены, приобщается жизни распятого и воскресшего Христа. Каждый из нас приходит или приносится в храм, чтобы стать до конца, без отказа Божиим достоянием, не вообще “чадом Божиим”, но сыном или дочерью Божиим, вступающими в тот же путь, каким шел Господь наш Иисус Христос.
<. >Так и мы, когда, крестившись, предстаем перед Богом в надежде в свое время разделить Его вечную участь, торжество вечной жизни, должны быть готовы сказать: и на земле, Господи, готовы мы разделить Твою земную судьбу, готовы, подобно Тебе, жить правдой, провозглашать истину, крестно любить ближнего нашего до готовности пострадать жизнью и смертью нашей – для других, для врагов, для всех положить свою жизнь.
<. > В этот праздник, который нам напоминает наше собственное воцерковление в свете крестного пути и крестной жертвы Христовой, обновим данные нами обеты крещения, вновь вступим, с новой решительностью, с новой надеждой, на путь Христов и не станем говорить, что мы слабы, что у нас нет крепости достаточной.
Господь сказал апостолу Павлу, который спросил о силе: Довольно тебе Моей благодати, Моя сила в немощи совершается (2 Кор 12:9). И апостол Павел восклицает: И поэтому буду хвалиться я только немощью своей, чтобы все во мне было силой Христовой (2 Кор 12:9) И в другом месте: Все мне возможно в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе (Флп 4:13). Павел был, как мы, человек из плоти и крови, ему тоже было страшно, ему тоже было больно, он тоже боролся за свою цельность и верность, и он победил, и он говорит нам: Последуйте за мной, как я за последовал за Христом (1 Кор 4:16).
Исполним же это слово, и станем каждый день по-новому, глубже, более совершенно – Христовыми и подобными нашему Учителю, Спасителю и Богу.
Аминь.
Митрополит Антоний (Сурожский (Лк. 2:22-40)
Чему учит нас праздник Сретения Господня?
Прежде всего той истине, что Бог верен во всех словах и обещаниях своих. Он обещал еще Адаму и Еве, падшим в раю прародителям нашим, что Он пошлет на землю Спасителя им и всему роду человеческому, что и исполнилось.
Во-вторых, праздник Сретения научает нас тому, что Господь Сам идет навстречу только к делающим правду или алчущим и жаждущим правды, – как старец Симеон, потому что он пришел на землю для того, «чтобы исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15) Божию и нас научить творить правду и избавить нас от всякой неправды, от всякого беззакония и даровать нам покаяние с плодами спасительными.
Так и ныне Христос не может обитать в сердце и теле, повинном греху и страстям, и если хотим иметь в сердцах своих Христа, мы должны покаяться и возненавидеть грех, возлюбив правду и добродетель.
Тропарь праздника.
Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Радуйся, благодатная Богородице Дева, потому что из Тебя воссияло солнце правды – Христос Бог наш, Просвещающий находящихся во тьме (заблуждений и нечестия); веселись и ты, праведный старец, взявший на руки Того, Кто освободил наши души (от смерти) и даровал нам воскресение.
При подготовке материала использована информация следующих сайтов: zavet.com, calend.ru
Продолжение следует.
Юлия В.
Зарегистрирован: Пн фев 18, 2008 9:15 pm
Сообщения: 51
С христианским праздником Сретения Господня совпал народный праздник, сохранившийся с языческих времен и имеющий особое название “Громница” – почитание огня. Традиции празднования Громниц остались и после принятия на Руси христианства. В этот день бедным в церкви давали по свечке. Считалось, что если по дороге от церкви до дома свечка не потухнет и на руку три раза капнет воск, то будет большое счастье. Дома огнем этой свечки подпаливали себе вдоль и поперек волосы. А потушенная свеча разламывалась и раскладывалась в хлевах, чтобы оберегала скотину.
В этот день Зима с Весной встречаеться. Люди раньше не работали в этот день( только по дому). Смотрели на погоду. Обычно в этот день до обеда зима, а после весна. Если к вечеру похолодало- Зима победила, если потеплело-то Весна. Ясная и тихая погода предвещает хороший урожай, а оттепель- к поздней весне.
Церковь же оставила этот языческий праздник, только вожила в него свое значение.
P.S. Как Весна Зиму поборола (Русская народная сказка)
Жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с берёзовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:
– Когда Весна придёт, когда талица ударится и с гор снега скатятся, а по лужкам разольётся вода, напеку тогда я куликов да жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, в село погостить кликать-звать.
Ждёт Маша Весну тёплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и не уходит, всё Морозы куёт; надокучила она всем, холодная, студёная, руки, ноги познобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!
Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в поле, села на взгорочек и зовёт Солнце:
Солнышко, Солнышко,
Красное вёдрышко,
Выгляни из-за горы,
Выгляни до вешней поры!
Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:
– Видело ли ты, Солнышко, красную Весну, встретило ли свою сестру?
Солнце говорит:
– Не встретило я Весну, а видело старую Зиму. Видело, как она, лютая, от Весны ушла, от красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась. Да вот в ваших краях пристоялась, не хочет уходить. А Весна про то и не знает. Иди, красная девица, за мной, как увидишь перед собой лес зелен весь, там и ищи Весну. Зови её в свои края.
Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идёт. Долго шла. Вдруг предстал перед ней лес зелен весь. Ходила ходила Маша по лесу, совсем заблудилась. Лесовые комарочки ей плечики искусали, сучки-крючки бока протолкали, соловьи уши пропели, дождевые капели голову смочили. Только присела Маша на пенёк отдохнуть, как видит – летит лебедь белая, приметливая, снизу крылья серебряные, поверху позолоченные. Летит и распускает по земле пух да перья для всякого зелья. Та лебедь была – Весна. Выпускает Весна по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает мелкие ручейки в быстрые речки. Стала тут Маша Весну кликать-звать, рассказывать:
– Ой, Весна-Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, всё Морозы куёт, холод-стужу напускает.
Услышала Весна Машин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.
А Зима не уходит, Морозы куёт да посылает их наперёд Весны заслоны сколотить, сугробы намести. А Весна летит, где крылом серебряным махнёт – там и заслон сметёт, другим махнёт – и сугробы тают. Морозы-то от Весны и бегут. Обозлилась Зима, посылает Метель да Вьюгу повыхлестать Весне глаза. А Весна махнула золотым крылом, тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Метель с Вьюгой от тепла да света водяной порошей изошли. Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко-далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там её Весна и замкнула ключом.
Так-то Весна Зиму поборола!
Вернулась Маша в родное село. А там уже молодая царица Весна побывала. Принесла год тёплый, хлебородный.
_________________
Сынок Женя (19.12.2000)
Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm
Сообщения: 690
Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
ЛенаД2008. ещё дополню немного.
Об этом празднике упоминалось еще в III-IV веках. В Древнем Риме в начале февраля отмечался праздник очищения, покаяния и поста. Он был связан с подготовкой к весенним сельскохозяйственным работам. По древним поверьям, перед весенними работами следовало очиститься от грехов и позаботиться о том, чтобы умилостивить тех богов и духов, от которых зависели успехи в хозяйственных делах и жизненное благополучие. Некоторые очистительные обряды, направленные против злых духов, сохранились в христианском празднике Сретения.
Громница
У древних славян был свой весенний народный праздник, который по времени совпадал со Сретением. До сих пор в северо-западной России известен праздник под названием Громница- праздник почитания огня. Наши предки различали огонь небесный и огонь земной. Небесный огонь, приходящий с неба в виде молнии, почитали священным, а проявления этого огня – божественными. Особо выделяли живой огонь, который ритуально зажигали трением дерева о дерево. От него старались зажечь огонь домашнего очага. Считалось, что свечи, изготовленные на Громницу, обладают скрытой чудодейственной силой, которая оберегает дом от грома и молний, а также от всяких напастей. Громничной свечой, по поверью, подпаливали волосы у людей и шерсть у животных от сглаза. Прежде на Громницу освящали хлеб-соль, которые хранились в дому как надежное средство от пожаров. Если пожар все-таки случался, этот хлеб-соль бросали в огонь или в сторону, куда хотели отвести огонь.
Громница – единственный день зимой, когда может приключиться гроза – можно услышать гром и увидеть молнии. Громница напоминает нам в разгар зимы о том, что даже среди самых страшных бедствий может быть лучик света, как яркая молния посреди лютой зимы. Всегда остается надежда.
особый обряд освящения и чествования так называемой громничной свечи, проводимый на праздник Сретения, В основе его лежал языческий ритуал почитания огня, связанный с культом Перуна. В н. XX в. в наиболее чистом виде этот обряд сохранялся в Белоруссии, где имел величайшее значение для всего народного обихода на весь год и, можно даже сказать, на всю жизнь.
Зарегистрирован: Пт авг 18, 2006 3:31 pm
Сообщения: 690
Откуда: г. Краснознаменск МО, Питер, Пермь
Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника Сретения в простонародье объясняют встречею зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась, в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила. в дополнение к чему рассказывали о том, как именно борются зима с летом: «Лето зиму по Щеке ударяет: „Полно тебе, зиме, зимовать — пора мне, лету, летовать”». Восприятие Сретения как начала весны отразилось в таких приметах, как: «На Сретение кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает» и др.
У русских в крестьянской среде Сретенье не считалось большим праздником. Мало где совершались обряды, соотносящиеся с христианским значением Сретенья. В некоторых местах Вологодской губ. крестьяне обходили свои дома с иконой Сретенья Господня или Спаса. При внесении иконы в дом после обхода вся семья, преклонясь на коленях, произносила: “Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас”.
Если Ваша семья – верующая (более-менее): Предлагаю поговорить с детьми о том, как произошла Ваша встреча с Богом, церковью? При каких обстоятельтвах? Не плохо вспомнить с ребенком еще раз его крещение, навестить крестных родителей, батюшку, который крестил. Может быть сршие члены семьи подеятся своими рассказами на тему “Встречи” их с Господом.
Можно рассказать ребенку (попутно ), что дом надо держать в чистоте, т.к. в любой момент Бог (Самый Важный Гость) может (незримо) оказаться на пороге дома. И чтобы не было стыдно (как иногда бывает перед гостями) и не суетиться в приборке, надо стараться постоянно поддерживать приличный вид комнаты.
Приметы на погоду
Осмысление дня Сретенья как календарного рубежа обусловило приуроченье к нему большого количества земледельческих примет. В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в праздник Сретения сельские жители судят о наступающих весне и лете, особенно о погоде, урожае.
О весне судили так: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна».
Ежели на Сретенье установится оттепель – весна ранняя теплая, коли холода завернут – весна холодная;
Выпавший в этот день снег – к затяжной и дождливой весне.
Если на Сретенье снег через дорогу несет (метель дорогу переметает) – весна поздняя и холодная. ежели тепло – ранняя и теплая.
Именно на этот день говаривали: солнце на лето – зима на мороз.
А еще: будет снежок – весной дрожжок. ;
На Сретение звёздно, зима уйдёт поздно.
«На Сретение утром снег – урожай ранних хлебов; если в полдень – средних; если к вечеру – поздних».
Капель на Сретенье предвещала урожай пшеницы; тихая и ясная погода – хороший лен, урожай пшеницы.
Если на Сретенье напьется петух воды – наберется пахарь беды (т. е. зима затянется).
Верили, что ветер в Сретенье отряхивает нечисть с деревьев, что должно обеспечить урожай фруктов. В связи с этим был распространен обычай после сретенской заутрени идти в сад и трясти руками фруктовые деревья.
В этот же день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы они были нoски. В связи с этим обычаем говорили: ” Корми в сретенье кур овсом – весной и летом будешь с яйцом”
От имени праздника Сретения в нашем простонародье последние зимние морозы и первые весенние оттепели называются Сретенскими.
Покров – не осень, Сретенье – не зима
Дети перед сумерками где-нибудь на пригорке заклинают солнышко показаться:
“Солнышко-ведрышко, выгляни, красное, из-за гор-горы!
Выгляни, солнышко, до вешней поры!
Видело ль ты, ведрышко, красную весну?
Встретило ли, красное, ты свою сестру?
Видело ли, солнышко, старую ягу,
Бабу ли ягу – ведьму зиму?”.
Если заклинаемое “солнышко-ведрышко” и в самом деле выглянет перед закатом, значит, прошли последние морозы, а если нет – ожидай сильных “власьевских” (24/11 февраля) морозов.
[/color]
С этого дня можно было выгонять скотину из хлева в загон — для разминки и пригрева, также начинали готовить семена к посеву, подчищать их, подрабатывать, проверять на всхожесть.
Ветер в Сретение предвещал хороший урожай плодовых деревьев, поэтому хозяева трясли деревья руками, чтобы были с плодами. Обязательно белили стволы плодовых деревьев, чтобы уберечь их от солнечных ожогов в марте.
Крестьяне обычно в этот день делали расчет запасов хлеба, сена, соломы и других кормов: уложились ли они в половину, а если нет, вносили поправки в кормушки, да и сами подзатягивали пояса. Если у Вас есть дача, участок земли или дом в деревне – можете вместе с семьей подумать какие овощи, и какие цветы посадите в этом году. Составьте план подготовки к дачному сезону.
Также в этот день заклинали мышей. Для этого приглашали сведущего старика-знахаря и он совершал особый обряд. За этого его сытно кормили-поили, одаривали новым холщевым полотенцем и хлебом-солью. Поверье ведёт свое начало исстари и к XX веку еще кое-где сохранившееся. К этому времени года мыши, истощив свои съестные припасы, начинают бессовестно кормиться за крестьянский счет. На помощь призывался старик-знахарь, который и приступал к ограждению скирд и стогов от “мышеяди”. “Как железо на воде тонет, так и вам, гадам, сгинуть в преисподнюю, в смолу кипучую, в ад кромешный. Не жить вам на белом свете, не видать вам травы муровой, не топтать золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не точить вам пахучего сена. Заклинаю вас, мышей, моим крепким словом на веки веков. Слово мое ничем не порушится!”.
В день Сретенья нельзя было отправляться в далекий поход, а на санях с этого дня вообще не рекомендовали больше выезжать, в любой момент могла начаться оттепель.
Простолюдины западнорусского края сретенскими свечами на праздник Сретения имеют обычай поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли.
За обедней следили за свечами и гадали: у кого первого погаснет, тот и умрет раньше. А у кого по выходе из церкви на пути домой не потухнет огонь, а еще если на руку воск упадет тремя каплями, тому будет счастье. Потушенная свеча разламывалась и раскладывалась в хлевах, чтобы спасти скотину.
Распространен был на Руси и символический обряд продажи ребенка. Кому-нибудь из посторонних, преимущественно старухе, передавали через окно ребенка, за которого она уплачивала какие-то деньги. Возвращая ребенка родителям, она говорила: “Живи на мое счастье”. На деньги, заплаченные за ребенка, покупали свечи. Пламя этих свечей зажигает огонь жизни. Так ребенка “привязывают” к жизни.
Гулянья
В день Сретения наши древние предки поклонялись Солнцу: жрецы Солнца совершали обряды встречи и приветствия светила, призывали тепло. А когда Солнце оказывалось в зените, сжигали куклу, сделанную из соломы – так называемую, Ерзовку. Кукла эта олицетворяла собой Дух Огня и бога Любви. Ее украшали дарами и подношениями – цветами, красивыми лентами, праздничными одеждами, и люди обращались к ней с просьбами о благополучии и процветании. Считалось, что своим горением Ерзовка уничтожает холод, приносит теплое лето и хороший урожай. А пока куклу носили на шесте, влюбленные обращались к ней за помощью в любви и с просьбами о счастье в доме.
На Сретенье пекут блины, круглые, золотистые – они символизировали Солнце. Этим призывали его возвращение. В Костромской губернии крестьянки пекли баранки и кормили этими баранками домашний скот, чтобы предохранить последних от болезней. В этот день жглись костры, народ веселился ритуальными плясками.
Скучать в Сретение нельзя – бог Любви не приемлет грусти, а на радостную встречу отвечает радостью.
Сретенская свеча (громница)
В северо-западных губерниях, граничащих с Белоруссией, существовал обычай носить в Сретенье в церковь свечи для освещения. Эти свечи назывались громницами и дали здесь одноименное название празднику Сретенья.
Обряд освящения свечей на сретенской службе связан с католической традицией и восходит к древнему обычаю Римской Церкви совершать процессии с зажженными свечами или факелами в праздник Сретенья. У русских в северо-западных областях и белорусов с зажженной громницей возвращались из церкви и гадали по ней, а также совершали обряд обнесения хлеба и свечи вокруг стола.
Свечам-громницам в народе приписывалась магическая способность отгонять бесов, гром и молнию, дождь и град. Поэтому во время грозы, во избежание удара молнией, старались зажечь громницу. Сретенскую свечу давали также в руки умирающим, чтобы отогнать нечистую силу.
. окуривали дымом от нее больных, чертили дымом кресты на балках и матице, зажигали ее в доме, чтобы уберечься от «ходячего» покойника; прикрепляли к посуде, из которой весной засевали; обходили с зажженной свечой скот при первом выгоне на пастбище; подпаливали детям волосы при головной боли, терли ею горло при болях; вешали над входом в дом в купальскую ночь viewtopic.php?f=434&t=7635659. чтобы защититься от ведьмы, и т.д.
В этот день в церквях освящают свечи, а в старину устраивали шествие с зажженными светильниками по городу.
Сретенская вода
Сретенская вода из снега считалась средством от недугов и жизненных напастей.
Особенно ценилась стекающая с крыш талая вода. На этой воде замешивали тесто и делали коржи, которые давали при болезнях людям и домашним животным. (Вот-то нынешним горожанам способ заболеть!).
Освященную в этот день в церкви воду дают пить умирающему при чтении отходной молитвы, а также пользуют ею тяжело больных. Этой же водою окропляют отправляющихся в путь.
С другой стороны
Сретенье по-славянски означает встречу (сретение-среча-встреча). На Сретенье зима весну встречает, заморозить хочет, а сама от своего хотения только потеет. Зима с весной встретились впервой. Зима-зимушка заохала, к теплу поворачивает.
Сретение по многим параметрам сближалось с новолетием, что отразилось в представлениях о судьбоносности встреч, случающихся в этот день: сербы верили, что если встретить в этот день здорового человека, то и весь год будешь здоров (и наоборот).
В некоторых местах Сретение считалось неудачным и опасным днем: жители Смоленщины и македонцы не выполняли в этот день никаких работ, чтобы не встретиться с волками; украинцы Черниговщины полагали, что родившийся на Сретение будет несчастлив; у болгар беременные женщины воздерживались от работ с острыми предметами из боязни, что будущий ребенок будет иметь на теле знаки и следы их работы.
16 февраля – Починки
- «Готовь сани летом, а телегу зимой»
Бывало, что несколько суток стояли настоящие, по-январски трескучие морозы. А сретенская оттепель напоминала рачительному хозяину, что пора начинать починку сельскохозяйственного инвентаря. Для этой работы отведен в народном календаре специальный день – следующий за Сретением (16/3 февраля) и называется он Починки. В Починки день встает чуть свет – чинит сбрую летнюю да борону столетнюю. Починки – по сохе поминки.
Расчиная Починки, крестьяне помнили: чем раньше примешься за хозяйство – тем больше весне угодишь. Тянуть с починками до настоящих теплых дней не пристало настоящему хозяину. Открывая сарайки, прикидывали крестьяне: за какую работу надо вперед взяться?
Работали дружно, всей семьей, находя посильное дело и малым и старым: «В Починки Дед встает чуть свет – чинит сбрую летнюю да соху столетнюю». Отремонтированную упряжь не без гордости вывешивали на видном месте – мы, мол, к пахоте и севу готовы. Да и хозяйки в это время без дела не сидели: готовили, стирали, перебирали вещи в сундуках.
В этот день начинают готовить семена для посева, осматривают сбруи, начинают выгонять скотину из хлева в загон – для разминки и пригрева.
Домовой
Существует ошибочное мнение, причем упоминаемое именно в Починки, что Домовой в ночь тревожит лошадей и может загнать их насмерть. Домовой хорошему хозяину помощник, а никак не враг, а иначе для чего бы Домового в новый дом из старого переносили в совочке с углем от старой печи. Домовой – оберег для дома и никак не нечистая сила!
“Очень опасались домового в ночь со Сретения на Починки. Во многих местностях существовало поверье, что в эту ночь домовой может и “заездить коня”. Советовали привязывать еще с вечера лошадям кнут, онучи (по В. Далю – часть обуви, обвертка на ногу, замест чулков. ; портянки) на шею, чтобы домовой не смел дотронуться до лошади, воображая, что на ней сидит сам хозяин. Чтобы задобрить домового, хозяйки выставляли после ужина горшок каши, обкладывая его горячими угольями. Иногда для усмирения домового звали знахаря-ведуна, который резал во дворе петуха и, выпустив кровь на веник, обметал им все углы в хате и на дворе. Вот после этого можно было не бояться домового.” (В праздниках на нашем форуме Именины Домового )
В Тульской губернии раньше вдень Починок варили особое кушанье – “саломата”, которую ели всей семьей после осмотра сараев и конюшен. Старая поговорка гласит: ” Приехала саломата на двор, разчинай Починки”.
Как приготовить Соломату (саломату):
Соломат – жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира. Соломат – пища для русских давняя. Она упоминается уже в письменных источниках ХУ в. Слово же соломат заимствовано русскими из тюркских языков.
“. В этот день всегда готовили специальное блюдо – саломату. В каждой губернии были свои традиции. Где-то просто подогревали на сковороде муку до коричневого цвета, потом добавляли в нее воды, добиваясь, чтобы получалась густая однообразная масса. Затем солили этот кисель-кашу и заправляли поджаренным салом. Отсюда и пошла саломата.
В других местах использовали не муку, а перемеленный на ручных крупорушках овес или пшеницу. Их варили до готовности, а потом заправляли салом или маслом. Но в некоторых деревнях предпочитали замачивать с вечера пшеницу, которую предварительно «отбивали» в ступках, а с утра ее варили несколько часов, пока пшеница не становилась мягкой. В любом случае готовую кашу заправляли шкварками.
Можно себе представить, какой аромат витал по избе, когда топили сало для саломаты. Чтобы оно не пригорело, его буквально томили, тщательно перемешивая. По состоянию шкварок, кстати, судили о расторопности и кулинарном мастерстве хозяйки. Если где-то бочок излишне зарумянился, шансов на то, что к стряпухе будут относиться с уважением, становилось меньше. А пока все готовилось, у всех работающих текли слюнки. Это был еще один стимул для того, чтобы поскорее закончить с работами и приступить к трапезе…”
Я предлагаю приготовить сегодня или в бижайшие дни:
если на соломату Вы не решились . то посмотреть и приготовить любой суп-пюре.
Источник: danilova.ru
Станьте первым!