Содержание
Проект налоговой политики в 2016 – 2018 годах не предусматривает увеличение налоговой нагрузки на экономику
Мораторий на увеличение налоговой нагрузки в текущем 2015 году, а также в ближайшие три года должен обеспечить стабильность налоговой системы, а также повысить ее привлекательность для инвесторов.
При проведении налоговой политики основное внимание будет уделяться проведению антикризисных мер, а также реализации тех основных изменений, планы по проведению которых уже определены в нескольких стратегических документах.
Так, среди основных мер в области налоговой политики, которые планируются к реализации в плановом периоде, указаны, в частности:
совершенствование правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК);
“амнистия капиталов” – добровольное декларирование физическими лицами имущества (счетов и вкладов в банках);
налоговые льготы вновь создаваемым предприятиям промышленности, осуществляющим капитальные вложения (“гринфилдам”);
повышение порогового значения стоимости амортизируемого имущества вплоть до 80 – 100 тыс. рублей. Указанная мера позволит списывать в затраты стоимость недорогого оборудования единовременно в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации;
совершенствование системы специальных налоговых режимов (расширение перечня видов деятельности, подпадающих под ПСН, распространение 2-летних “налоговых каникул” на деятельность в сфере бытовых услуг; снижение ставок налога по УСН и ЕНВД);
упрощение порядка начисления и принятия к вычету НДС, уплаченного в составе аванса, а также подтверждения обоснованности освобождения от уплаты НДС и акциза при экспорте;
уточнение механизма осуществления контроля за трансфертным ценообразованием (в том числе предлагается увеличение суммового порога, при превышении которого внутрироссийские сделки будут признаваться контролируемыми, с 1 млрд руб. до 2-3 млрд руб);
сохранение размеров ставок акцизов на 2016 и 2017 годы, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом индекса потребительских цен;
в рамках мероприятий предварительного налогового контроля предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля);
продление на период до 1 января 2019 года действующего в 2015 году ограничения на вступление в силу зарегистрированных налоговыми органами договоров о создании КГН.
Источник: www.consultant.ru
Новости законодательства
На сайте Министерства финансов Республики Беларусь опубликован проект закона о внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь (http ://www.minfin.gov.by/upload/np/proekt/proekt_072017.pdf).
Рассмотрим некоторые из них, представляющиеся нам наиболее важными.
Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь
1. Для плательщиков налогов устанавливается обязанность сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет об открытии или закрытии физическими лицами, признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, в том числе являющимися индивидуальными предпринимателями, счета в банке за пределами Республики Беларусь — в течение тридцати дней со дня открытия или закрытия счета в порядке и по форме, утвержденным Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.
Напомним, что физические лица признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь, если они фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. Физические лица, которые фактически находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь и, соответственно, на них не распространяется обязанность по информированию налоговых органов о счетах за границей.
Отметим, что до тех пор, пока в течение текущего календарного года невозможно определить статус физического лица, оно признается налоговым резидентом Республики Беларусь в текущем календарном году, если оно фактически находилось на территории Республики Беларусь более 183 дней в предыдущем календарном году.
При этом ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь относится время непосредственного пребывания физического лица на территории Республики Беларусь, а также время, на которое это лицо выезжало за пределы территории Республики Беларусь на лечение, отдых, в командировку.
Для белорусских организаций обязанность информировать об открытии или закрытии счета в банке за пределами Республики Беларусь существовала и ранее.
2. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих задолженность по налогам, пеням и иным обязательным платежам в бюджеты и (или ) по обязательным платежам в бюджет ФСЗН, а также задолженность по штрафам за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и против порядка налогообложения вводится обязанность зачислять на свои текущие (расчетные ) банковские счета в банке не только выручку от реализации товаров (работ. услуг), имущественных прав, от внереализационных доходов, но также и займы (кредиты ).
Таким образом, устраняется возможность направлять суммы займов на счета контрагентов организации – должника напрямую, минуя счет заемщика.
3. С целью подготовки к исполнению в будущем международных соглашений об обмене информации с налоговыми органами иностранных государств устанавливается обязанность для банков и Национального банка Республики Беларусь представлять в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь сведения, составляющие банковскую тайну организаций и физических лиц, которые подлежат передаче налоговому органу иностранного государства на основании международного договора:
— о счетах, открытых иностранными организациями и физическими лицами в финансовых учреждениях Республики Беларусь, и доходах, зачисленных на такие счета (выплаченных с таких счетов);
— об исполнении белорусскими организациями и индивидуальными предпринимателями внешнеэкономических договоров.
Формы и форматы перечня таких сведений, периодичность их представления определяются на основании соглашения, заключенного Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь с Национальным банком Республики Беларусь.
Налог на добавленную стоимость
4. Плательщикам предоставляется право применять ставку НДС в размере 20% к оборотам по возмещению, не признаваемым объектом налогообложения НДС, арендодателю (лизингодателю ) арендатором (лизингополучателем ) стоимости приобретенных работ (услуг ), связанных с арендой (финансовой арендой (лизингом )), не включенной в сумму арендной платы (лизингового платежа).
Проектом изменений также регламентируется порядок отражения таких оборотов в налоговой декларации, электронных счетах-фактурах, а также осуществления налоговых вычетов по НДС.
5. Проектом изменений упрощается процедура создания электронного счета-фактуры (ЭСЧФ ) при реализации товаров (работ. услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, и исчислении НДС белорусским плательщиком.
Создание и направление ЭСЧФ можно будет выполнять не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил момент фактической реализации товаров (работ. услуг), имущественных прав, а не каждый день, на который приходится момент фактической реализации, как это предусмотрено в настоящее время.
Изменяются сроки создания и направления ЭСЧФ и в некоторых других случаях.
6. Проектом изменений предусматривается разрешить в определенных случаях включать в состав затрат по производству и реализации товаров (работ. услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении, сумму налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Это станет возможным в отношении налога на доходы иностранной организации, полученные:
— от оказания посреднических услуг,
— от оказания услуг по рекламе,
— от деятельности по обработке данных и размещению информации, а также от деятельности веб-порталов по функционированию веб-сайтов, использующих поисковые системы в целях создания и ведения обширных баз данных интернет-адресов и содержания в формате, обеспечивающем легкий поиск информации,
если выплата дохода происходит путем взаимозачета, проводимого в связи с самостоятельным вычетом иностранной организацией своего вознаграждения, что не позволяет удержать налог на доходы налоговому агенту.
Очевидно, что появление этой нормы призвано решить проблему, в первую очередь, IT сообщества и пользователей многочисленных иностранных платформ и сервисов, когда последние производят удержание своего вознаграждения из суммы средств, подлежащих перечислению белорусскому налоговому агенту.
Кроме того, проектом изменений планируется регламентировать процедуру подтверждения налогового резидентства иностранной компании в случае, если в иностранном государстве выдан электронный документ об этом.
7. Предусматривается ограничение суммы расходов на оплату услуг управляющего, которую можно включить в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.
Предполагается, что нельзя будет включать в состав затрат расходы на оплату услуг по управлению деятельностью плательщика (управленческих услуг) сверх размеров, установленных законодательством, для определения средней заработной платы руководителей организаций.
Налогообложение индивидуальных предпринимателей и физических лиц
8. Индивидуальным предпринимателям следует обратить внимание на новую редакцию статьи 91 Налогового кодекса Республики Беларусь, которая определяет особенности признания их плательщиками НДС.
Кроме того, важно отметить многочисленные изменения в порядке исчисления и уплаты единого налога, а также принять к сведению, что при превышении валовой выручки (без учета положений пункта 2 статьи 297 Налогового кодекса Республики Беларусь) за ноябрь, декабрь 2017 года или за четвертый квартал 2017 года над сорокакратной суммой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц за ноябрь, декабрь 2017 года или за четвертый квартал 2017 года, соответственно, индивидуальными предпринимателями в 2018 году исчисляется доплата этого налога в размере пяти (5 ) процентов с суммы такого превышения.
При превышении валовой выручки над сорокакратной суммой единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в периодах, указанных в части первой настоящей статьи, налоговая декларация (расчет ) по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц представляется:
— за ноябрь 2017 года – не позднее 1 января 2018 года;
— за декабрь 2017 года или за четвертый квартал 2017 года – не позднее 1 февраля 2018 года.
Доплата единого налога производится:
— за ноябрь 2017 года – не позднее 1 января 2018 года;
— за декабрь 2017 года или за четвертый квартал 2017 года – не позднее 1 февраля 2018 года.
Источник: www.bakertilly.by
Чего ждать от налоговой реформы 2018?
Уже сейчас специалистами высказываются предположения о том, что принесет налоговая реформа с 2018 года. В. В. Путин рассказал, что с 2017 года стартует планирование изменений в налоговой системе, а окончательное их рассмотрение и принятие переносятся на 2018 год. Действовать же новое законодательство будет в течение как минимум 6 лет, начиная с 2019 года.
Что запланировано
- повышение обязательных страховых взносов в ФОМС;
- возрастание общей налоговой ставки;
- пересмотр и систематизация налоговых льгот.
Точный план, по которому будут действовать чиновники, пока неизвестен. В целом предусматривается повышение налоговых нагрузок вместе с обновлением и расширением уже существующих льгот.
Изменения в системе налогов
Во-первых, контроль уплаты взносов по страхованию ляжет на плечи налоговых инспекций (ранее за это отвечал внебюджетные фонды от медицинских, социальных и пенсионных учреждений). Переход полномочий по администрированию взносов от населения к ФНС означает то, что в первую очередь будут рассмотрены дела должников, чтобы в начале реформирования избавиться от имеющихся недоимок. Повышенные пени на недоимку будут начисляться уже с октября этого года.
Чтобы избежать утери и искажения данных о плательщиках, гражданам рекомендуется самостоятельно свериться с документами, которые перешли в ведомость ФНС.
Во-вторых, более строгий контроль ждет и сотрудников организаций, которые формируют отчеты по страховым взносам. Законом установлен четкий срок правки документов: если в каком-либо отчете была допущена ошибка, она должна быть устранена в течение 5 рабочих дней.
В-третьих, изменились требования к доходам, относительно которых может быть применена упрощенная система налогообложения. Максимальный порог валового дохода увеличивается до 150 млн. российских рублей. Таким образом, большее число ИП сможет подать заявки на переход к упрощенному налогообложению.
Возможные последствия повышения налогов
По мнениям экспертов, повышение ставки НДС негативно скажется на предпринимателях, чей бизнес еще не способен контролировать расходы так, чтобы их часть легла на плечи потребителей товаров или услуг. Единственный способ избежать лишних трат для юридических лиц – снизить заработные платы работникам. Потребителям же придется в очередной раз урегулировать и сократить траты.
Обыватели также недовольны новым повышением налогов: за этот и прошедший год правительство выполнило обещание по неповышению ставок лишь косвенно. По документам ставки остаются на прежнем уровне, но чиновники находят дополнительные способы «незаметно» повысить сборы, увеличивая некоторые коэффициентов в расчетных формулах. Так сохраняется видимость постоянства в системе выплат, но на деле налоговое бремя только увеличивается.
В дополнение к системе налогообложения вводятся сторонние сборы, которые также «облегчают» кошельки граждан. В частности, это новые сборы для грузовых транспортных средств, торговый сбор в Москве, повышение взносов по страховкам для юридических лиц и т. д.
Перенастройка налоговой системы в 2018-2019 годах
Новые законы будут на руку тем слоям населения, которые перешагнули определенный порог по доходам и считаются наиболее высокооплачиваемыми. К ним относятся, в частности, владельцы крупного и среднего бизнеса, для которых будет снижена ставка налогообложения. Для того, чтобы компенсировать недостаток средств, которые шли от ИП к государству, повысятся ставки НДС для физических лиц. Так планируется поддержать развитие бизнеса, которое, по прогнозам, должно привести к улучшению ситуации в экономике.
Правительство предусматривает вероятность ухудшения условий жизни для беднейших слоев населения, чьи доходы не превышают установленный бюджет прожиточного минимума. Поэтому повышение ставки НДС будет актуально только для средних слоев населения, которые и будут вносить основной вклад в экономику страны. В противовес этому предложению рассматривается вариант, когда выплата недоимок от бедных перейдет к тем, кто имеет наибольшие доходы.
На практике пока еще не был выбран ни один из названных вариантов развития событий – все они находятся на стадии рассмотрения и обсуждения.
Источник: v-2018.com
Налоговая система после 2018 года: кто выиграет и кто неизбежно проиграет
Председатель совета директоров компании «Градиент Альфа», Москва
- В чем суть главных обсуждаемых концепций
- Кто выиграет, а кто проиграет в 2018 году от новой налоговой системы
- Почему в 2018 году поменяют налоговую систему
На съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, состоявшемся в марте 2017 года, президент РФ Владимир Путин заявил, что обсуждение налогового маневра должно быть открытым, но не в СМИ. У меня свои источники. Расскажу, какой, вероятнее всего, будет налоговая система после 2018 года.
Четыре концепции изменения налоговой системы в 2018 году
В правительстве обсуждают такие варианты налогового маневра.
22/22. Наиболее вероятный. Предполагается провести изменения в 2018 году в налоговую систему так, чтобы за счет увеличения косвенных налогов снизить прямые. Власти повысят НДС и одновременно снизят страховые взносы. В конце марта Минфин предложил повысить НДС с 18 до 22%, а страховые взносы в государственные страховые фонды, наоборот, снизить с текущих 30% до тех же 22.
21/21 или 21/20. Варианты Миэкономразвития. Концепции затрагивают не только страховые взносы и НДС, но и торговый сбор. Его предлагается ввести во всех регионах, а не как сейчас только в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.
Также эти варианты предполагают увеличение НДФЛ с нынешних 13% до 15. С одной стороны, последняя мера в нынешней экономической ситуации не выглядит обоснованной. Никому не будет выгодно, если упадет платежеспособность граждан.
С другой стороны, НДФЛ является основным налогом для региональных бюджетов. С 2000 года его доля выросла с 29 до 38%. Поступления от НДФЛ в 2016 году составили более 3 трлн руб.
22/20. Концепция Торгово-промышленной палаты. Предлагается «подсластить» неизбежное повышение НДС до 22% сохранением льготной ставки НДС в размере 10% для продовольственных товаров и товаров для детей (в остальных проектах о каких-либо льготах не говорится).
- 8 новых правил прохождения налоговой проверки в 2017 году
Кто выиграет, а кто проиграет в 2018 году от новой налоговой системы
От предполагаемого налогового маневра выиграют госсектор и сельское хозяйство. В бизнесе – в основном те, у кого страховые взносы являются существенной статьей расходов. Это отрасли и компании со значительным процентом зарплат работников в себестоимости производимой продукции или услуг.
Например, в сфере IT, где расходы на зарплату сотрудников огромны, а затраты на инфраструктуру минимизированы: значительная часть персонала, как правило, работает удаленно, а те, кто занят в офисе, пользуются собственными ноутбуками, а не оборудованием компании. Остальным придется выбирать из двух вариантов:
- переложить увеличение НДС на покупателей и клиентов, повысив цены и рискуя потерять долю рынка;
- оставить цены на прежнем уровне в надежде увеличить объемы продаж и при этом пожертвовать прибылью.
В отраслях, формирующих костяк российской экономики (добывающая, перерабатывающая промышленность, машиностроение и т. п.), зарплаты сотрудников – не самая высокая расходная статья.
Поэтому разговоры о том, что сокращение страховых взносов выгодно экспортерам, так как компенсирует затраты на таможенные пошлины, не соответствуют реальному положению дел. К тому же таможенные пошлины никто не отменит, и существенных преференций по сравнению с другими компаниями все равно не будет.
Снижение страховых взносов скажется и на строительном секторе, компаниях, управляющих недвижимостью, на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства. Скорее всего, снизится количество гастарбайтеров.
Работодатели предпочитают мигрантов не столько из-за дешевизны их труда, сколько из-за того, что выплаты страховых взносов в пользу иностранных граждан, временно работающих в России, не производятся (подп. 15 п. 1 ст. 9 Закона №212-ФЗ). Нанимать мигрантов будет по-прежнему выгодно, но уже в меньшей степени.
- Налоговые претензии, которых можно было бы легко избежать
Вероятная причина изменения налоговой системы в 2018 году
Снижение страховых взносов, похоже, будет частью затянувшейся пенсионной реформы. Сокращение денежных поступлений в государственный пенсионный фонд может вызвать увеличение поступлений в негосударственные пенсионные фонды.
Пока в эти фонды средства поступают не активно, сами же они выплачивают пенсионерам копейки по сравнению с государственным пенсионным фондом.
Повышение НДС и снижение взносов может искусственно подстегнуть деятельность негосударственных пенсионных фондов, чтобы в будущем нагрузка на государственный пенсионный фонд была поменьше, а на частные – побольше.
Большой вопрос, почему авторы проекта свалили в одну кучу и НДС, и страховые взносы. НДС предприниматели платят, продавая товары или оказывая услуги. Страховые взносы обеспечивают работникам старость или становятся источником существования на случай потери работоспособности. Что общего между этими отчислениями?
В случае реализации данного налогового маневра оба фактора в совокупности приведут к росту инфляции. Это признает даже министр финансов Антон Силуанов и называет конкретную цифру – 2%.
Пострадает Пенсионный фонд: его ежегодные поступления, по оценкам аналитиков, снизятся на 2 трлн руб. Государство станет выделять больше трансфертов из федерального бюджета в социальные фонды. Деньги на это будут – за счет увеличения НДС. Но в целом речь идет о перекладывании из одного кармана в другой и переносе проблем на более поздний срок.
- 3 варианта оптимизации расходов на уплату косвенных налогов
Что на самом деле значит изменение налоговой системы в 2018 году
Под словом «маневр» скрывается увеличение налоговой нагрузки на бизнес. Налоговая оптимизация, возможности для которой пока еще предусмотрены законом, – вопрос уже не столько прибыльности бизнеса, сколько его выживания.
Пока налоговое законодательство предусматривает льготы, спецрежимы, вычеты и освобождения от уплаты налогов, особые условия для резидентов территорий опережающего развития, глупо ими не пользоваться.
Источник: www.gd.ru
Станьте первым!