Содержание
Католическая Пасха 2018: дата
Какого числа Католическая Пасха в 2018 году? 1 апреля – дата, когда будет отмечаться Воскресение Господне 2018 у католиков. Католическая Пасха 2018 года отмечается верующими католиками из года в год по всему миру, но в каждой стране различны традиции Великого церковного праздника.
Католическая Пасха и Православная своим названием обязана Еврейской Песах. Несмотря на одинаковые названия праздника, значения Великого события у трёх религиозных направлений различаются. Иудеи празднуют Исход из Египетского рабства, православные и католики в Великий праздничный день чествуют победу жизни над смертью, отдают своё почтению Воскрешению Иисуса Христа.
Число Пасхи у католиков 2018 года, как и числа Католического праздника в предыдущие и последующие годы, определяется согласно григорианского календаря, православные христиане для определения даты церковных праздников и постов пользуются по сей день юлианским календарем на год .
Разгадамус считает познавательным. Совпадение числа Католической Пасхи и Православной бывают очень редкими, но раз в несколько лет совпадения случаются. В 2018 году обе даты празднования у католиков и православных христиан не совпадают, Католическая Пасха 2018, дата праздника приходится на 1 апреля, с Православной Пасхой в разные числа. В несовпадающие годы, разница между датами Пасхи у католиков в григорианском календаре и юлианском для православных верующих составляет от 7 до 13 дней.
В зависимости от страны проживания традиции празднования у католиков различаются. Существуют европейские страны, верующие прихожане которых не соблюдают Великий Пост, в других вероисповеданиях в этот день принято ходить на кладбища и поминать усопших. третьи считают, что праздник Католическая Пасха – весёлое событие.
Традиции Католической Пасхи
Католическая Пасха схожа с традициями Православной, но кроме сходства оба праздника имеют различия. Схожие традиции праздника – в окрашивании яиц, выпекании куличей, освящении приготовленной еды в церкви во время пасхального богослужения.
По традиции у католиков после Пальмового Воскресенья (или Вербного ) за неделю до Пасхи начинается Страстная неделя, каждый день из семи дней католики проводят приготовления к празднику. В Страстной четверг (Великий ) католики вспоминают Тайную Вечерю, убирают свои жилища, наводят порядок в делах и ярко, красочно украшают дома в честь Воскрешения Иисуса Христа.
Страстная пятница – день, когда был распят Иисус Христос, время, когда католики скорбят, сочувствуют Спасителю за выпавшие на его долю муки и страдания. В Субботу Страстной недели все верующие собираются с близкими, членами семьи и поминают Христа Спасителя.
Пасхальное празднование в католических храмах начинается в Страстную субботу. В этот субботний день проходит Навечерие Пасхи. Во время церковного обряда Литургия Света священник зажигает Пасхал, напоминающий большую свечу из воска, зажигается большая свеча от разведённых перед храмом костров. С зажжённой свечой священник по традиции входит в тёмный католический храм, произнося священный гимн «Exsultet», извещая собравшихся в храме верующих о Воскрешении Иисуса Христа.
После радостного известия, верующие подходят к Пасхалу, зажигают свои свечи, обходят храм с зажжёнными свечами, воспевая слова гимна. Крестный пасхальный ход сопровождается праздничным шествием со свечами. В Субботу прихожане освящают еду, приготовленную специально для Пасхи в храмах или дома. Священнослужитель по традиции заходит в каждый дом католика и проводит священный ритуал.
После воскресного пасхального богослужения в храме католики собираются за праздничным столом, отведывают пасхальные блюда, приготовленные для Великого праздника. Пасхальная трапеза начинается с яиц, затем собравшиеся за столом вкушают пасхальный хлеб и переходят к мясным блюдам.
Католическая Пасха: пасхальные символы
Основным символом Пасхи у католиков считаются куриные крашеные яйца. Традиционно пасхальные яйца окрашивают в разные цвета, главным символом праздника считается красное крашеное яйцо.
Традиция окрашивать пасхальные яйца в красный цвет, согласно библейской истории, появилась после того, как император Тиберий получил в дар яйцо от последовательницы Христа Марии Магдалины в знак Воскрешения Иисуса. Тиберий не поверил и ответил, что как белое яйцо не может стать красным, так и умерший человек не может воскреснуть из мёртвых. После чего белое яйцо покраснело, и с того далёкого времени стало традицией красить яйца в красный цвет.
Существуют традиции с различными пасхальными обычаями и символами в европейских странах, где проживают католики. Во многих европейских странах Пасха и Пасхальный понедельник считаются государственными праздниками. В большинстве католических стран Пасха празднуется четыре дня. Пятница, суббота, воскресенье и понедельник – выходные дни.
В Италии католики отмечают Пасху в воскресенье и понедельник, празднование проходит торжественно и ярко. Папа Римский в праздничный день Воскресения Христова даёт благословление всем верующих и произносит проповедь.
Во многих европейских странах меню праздничного стола на Католическую Пасху состоит из пасхального хлеба, крашеных яиц, жареного цыплёнка, говядины, баранины. Главное мясное блюдо чаще всего готовят из кролика, индейки или курицы. Из выпечки подают на стол сладкие булочки, кексы политые глазурью. напоминающие куличи .
По существующей традиции Пасхальный Кролик – один из символов праздника, в ночь перед Пасхой он прячет раскрашенные яйца в доме, утром дети должны обязательно отыскать каждое разложенное Кроликом яйцо. Одаривать яйцами друг друга считается традицией у католиков. На Пасху нельзя работать, проводить в церкви свадебные церемонии, кроме Англии – страны, где в праздничные числа можно венчаться, заключать брачный союз.
Спасибо большое за интересное описание Пасхи, у католиков многие обряды совпадают, некоторые своеобразные. Но все равно красивые традиции празднования самого главного события не только для верующих.
Впервые удалось побывать на праздновании Католической Пасхи в Европе. Католики готовятся к празднику заблаговременно, закупаются, украшают дома не говоря про уборку это обязательная предпраздничная подготовка к Светлой Пасхе. Если получится на будущий год хочу повторить поездку после которой остались самые светлые впечатлениЯ
мы тоже поехали забронировали отель через частников приехали с праздничным настроением а по приезду поняли что нас кинули с жильем среди католиков не меньше нашего шарлатанов настроение было испорчено таким европейским «приемом» в остальном Пасха, красивые традиции, величайшие католические костелы затмили первые неудачные минуты пребывания в Германии.
мне католическая пасха всегда была интересна, с самого детства можно сказать. всегда складывалось такое впечатление, что у них больше ощущается атмосфера праздника, знаете?
Ну так кто вам мешает создать праздничную атмосферу? У католиков тоже не все Пасху празднуют, от семьи к семье — по разному. Непонятно, что вы имеете в виду.
Источник: razgadamus.ru
Страстная неделя у христиан. Справка
Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью.
Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью.
Каждый из семи дней этой недели, которая у православных также называется Чистой неделей, имеет свою особенность и важность, считаясь святым днем, поэтому, подчеркивая особенность, важность каждого дня к его названию добавляется слово “великий”. Понедельник Страстной седмицы называется “Великим понедельником”. Вторник ‑ “Великий вторник”, и так до самой Пасхи, Воскресения Христова.
В эти семь дней печали и скорби по Спасителю в церквях не проводятся Таинство Крещения и Венчания, не празднуются дни святых.
Первые три дня Страстной недели посвящены воспоминаниям бесед Иисуса Христа с народом и учениками.
Начинается неделя с Великого понедельника, знаменующего собой начало подготовки к празднованию Пасхи.
В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого завистливые братья продали в Египет за 20 сребреников, сказав отцу, что его растерзали дикие звери. Во время богослужения вспоминают также бесплодную смоковницу, иссохшую до корня ‑ как образ человека, погибающего в нераскаянии.
В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения совершается только раз в году и только на Страстной седмице. В этот день Патриарх читает молитвы на начало чина мироварения. Миро ‑ это особая смесь растительных масел, благовонных смол и душистых трав (всего 50 веществ), которая используется во время Таинства Миропомазания (совершается после крещения), а также при освящении новых престолов в храме.
Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро специальными веслами для мироварения. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. Действующая мироварница Русской православной церкви находится в Донском монастыре Москвы.
В храмах в понедельник Страстной седмицы служится литургия Преждеосвященных Даров.
В Великий понедельник начинается самый строгий пост – можно есть только хлеб, фрукты и овощи, а по монастырскому уставу предписано полное воздержание от пищи.
Во второй день Страстной седмицы ‑ Великий вторник Церковь вспоминает притчи, рассказанные Христом ученикам незадолго до крестных страданий. Во время богослужения в Великий вторник Церковь вспоминают притчу о десяти девах, притчу о талантах и рассказ Христа о воскресении мертвых и Страшном суде.
В день Великого вторника в пищу можно употреблять сырую пищу, без растительного масла.
Исповедь в монастыре
В третий день Страстной недели, Великую среду, Церковь воспоминает жену‑грешницу, омывшую слезами и помазавшую драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечере в Вифании в доме Симона прокаженного. Так, грешница, сама того не ведая, предуготовила Христа к погребению. В тот же день Иуда Искариот решил предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников. В Великую среду во время Литургии в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина, с тремя великими поклонами. С этого дня, вплоть до праздника Святой Троицы, поклоны в храме отменяются. Отмена земных поклонов во время богослужения подчеркивает то, что Господь искупил наши грехи. На вечерней службе в среду верующие стараются исповедоваться.
В этот день постящиеся употребляют сырую пищу без масла.
В четвертый день Страстной недели ‑ в Великий четверг начинаются собственно приготовления к Пасхе. Непосредственно примыкая к главным дням церковного года ‑ Великой пятнице, Великой субботе и Пасхе, Великий четверг приближается к ним и по своей значимости.
По Церковному Уставу «последование святых страстей» должно начинаться в 8 часов вечера в Великий четверг. По своей литургической форме это утреня Великой пятницы, или служба 12‑ти Евангелий, как обычно называют это богослужение, во время которой читаются “12 Евангелий”, то есть 12 частей из четырех Евангелий, где описываются земные страдания Иисуса Христа. По времени эти события относятся к ночи с четверга на пятницу и ко дню Великой пятницы (до вечера).
Богослужение в Чистый четверг еще называется “страстями” или “великим стоянием”, так как во время всенощной не разрешается сидеть. Во время чтения Евангелий все стоят с зажженными свечами. В России существовал обычай, кое‑где сохранившийся до сих пор, не гасить свечи, с которыми стояли во время 12‑ти Евангелий, принести огонь домой и сохранить его в лампадах до Пасхи.
В Великий Четверг во всех православных храмах традиционно проходят литургии святителя Василия Великого. После литургии, в том случае, если служит епископ, совершается чин омовения (умовения) ног.
В Страстной Четверг во время Чина умовения ног архиерей, по образу Христа, омывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям в знак глубокого смирения и отирает их особым полотенцем.
В новейшей истории впервые чин умовения ног был совершен в 2009 г. предстоятелем Русской Православной Церкви в Богоявленском кафедральном соборе Москвы после Божественной литургии Великого четверга.
В настоящее время этот чин вошел в богослужебную практику некоторых Поместных Православных Церквей, он совершается в отдельных епархиях Русской Православной Церкви. Кроме того, данный чин совершается в Римско‑католической Церкви, в Армянской Апостольской Церкви. В общих чертах чин сохранился также в некоторых протестантских деноминациях; в протестантских общинах ноги омывают мужчины ‑ мужчинам и женщины ‑ женщинам.
В Великий четверг обычно все православные христиане причащаются. В России до 1917 г. большинство православных причащалось только в Великий четверг ‑ один раз в год; сейчас причащаются чаще, но причащение в Великий четверг все же остается совершено особенным. После богослужения все подходят к распятию и сделав три земных поклона, целуют его и уходят из церкви.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Пасхальный кулич. Видеорецепт
В Великий Четверг также происходит заготовление Запасных Даров для причащения больных. Тело и Кровь Христовы, освященные на Литургии Великого четверга, сохраняются в особом ковчежце (обычно выполненном в форме храма), который называется дарохранительницей. Дарохранительница стоит на престоле в алтаре и оттуда священники в течение всего года берут Тело и Кровь Христовы и, переложив в меньший ковчежец ‑ дароносицу, причащают ими тех, кто по старости или по немощи не может придти в храм и причаститься в храме. Великий четверг называют еще Чистым четвергом. В этот день верующие не только очищают свою душу исповедью и причастием, но стараются подготовить дом, свою одежду, куличи и пасху к Великому Светлому Воскресению.
Традиционным в Великий четверг является ставить на стол хлеб и освященную соль.
Великая пятница ‑ самый скорбный день в Православной церкви. Служба Великой пятницы посвящена воспоминанию крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения. На утрене (которая служится вечером в Великий четверг) посреди храма читаются двенадцать Евангелий, избранных из всех четырех евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной вечере и кончая Его погребением. В Великую пятницу литургии не бывает, а совершаются царские часы. На вечерне священнослужители поднимают плащаницу (т.е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма.
Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед плащаницей и прикладываются к ней. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.
В Великую пятницу до выноса плащаницы вообще не вкушается никакой пищи, это день самого строгого поста в году.
В Великую пятницу на вечернем богослужении, когда совершается чин погребения, звонят благовест перед началом службы в большой колокол, и затем на крестном ходе – перезвон по единожды в каждый колокол от большого к малому. После выноса плащаницы в центр храма – трезвон. С этого момента, по установившейся в настоящее время традиции, никаких звонов совершать не принято до полунощницы Великой субботы, то есть до благовеста к пасхальной службе.
В Великую субботу совершается литургия Василия Великого (она служится всего несколько раз в году), во время которой перед плащаницей читаются библейские пророчества.
Богослужение Великой субботы посвящено воспоминанию пребывания Иисуса Христа “во гробе плотски … и на престоле со Отцем и Духом” и, наконец, воскресения Спасителя из гроба. На утрене Великой субботы, после великого славословия, плащаница поднимается над главами, выносится священнослужителями из храма при участии народа и обносится вокруг храма. Затем, по внесении плащаницы в храм, она подносится к открытым Царским вратам и кладется на место посредине храма.
Черные одежды престола и священнослужителей сменяются на светлые, так же и в самом храме черные облачения заменяются светлыми. Диакон в светлом облачении выходит на середину храма и перед плащаницею чтением Евангелия возвещает людям о Воскресении Христовом. По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина.
После этого начинается чтение книги Деяний апостольских, которое продолжается до начала полунощницы. В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят плащаницу с середины храма в алтарь перед Царскими вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения Господня.
День Великой субботы для верующих ознаменован освещением пасхальных куличей и пищи для разговления в Пасху. В день Великой субботы верующие стараются закончить все свои дела и прийти на вечернюю службу в церковь для встречи праздника Святой Пасхи, символизирующего избавление от зла и начало новой, светлой жизни.
В конце литургии Великой субботы поется пасхальный тропарь. Начинается праздник Пасхи, Светлого Христова Воскресения.
Во всех литургических традициях христианского мира основные церковные службы Страстной седмицы – особенно трех последних ее дней – совершенно уникальны. Каждая из них не похожа ни на одно другое богослужение литургического года, а вся их череда позволяет куда глубже духовно пережить праздник Пасхи.
У католиков долгое время Великий пост был схож с православным. Но после литургической реформы (вторая половина ХХ века) правила соблюдения поста несколько изменились. В римском обряде Католической Церкви Четыредесятница завершается к вечеру Великого четверга, когда с воспоминания тайной вечери начнется совершенно особый период ‑ Священное Пасхальное Триденствие страстей и воскресения Господа, продолжающееся до дня Христова Воскресения включительно и открывающее собою Пасхальное время.
Священное Пасхальное Триденствие (Triduum Pasсhalis), которое включает Великий (Страстной) четверг, посвященный воспоминанию тайной вечери, Великую (Страстную) пятницу, посвященную воспоминанию Страстей Господних и Великую (Святую) субботу ‑ канун пасхального торжества.
Католики в основном воздерживаются от пищи только в Страстную пятницу, которая предшествует празднику Пасхи и посвящена воспоминанию о дне распятия и смерти Иисуса Христа. Формы чествования Страстной пятницы широко варьируются – от простого воспоминания или специальных богослужений у протестантов до особого литургического чина в Восточных церквах и сложного литургического церемониала в Римско‑католической церкви. В Католической церкви богослужения Страстной пятницы приурочены к 3 часам дня, поскольку считается, что в это время умер Иисус Христос. Хотя эта служба кажется единой, в действительности она состоит из четырех самостоятельных частей, каждая из которых имеет собственное происхождение и историю.
Первая, древнейшая часть, чинопоследование Слова, осуществлялась в древней церкви в тех случаях, когда не совершалось таинство евхаристии. В настоящее время она включает в себя ряд чтений из Ветхого Завета, завершаемый торжественным чтением рассказа евангелиста Иоанна о Страстях Христовых. Вторая часть состоит из нескольких молитв (восходящих к 5 в.) об исполнении всевозможных духовных нужд всех людей на земле. Третья часть – чин поклонения кресту, связанный с древним обычаем, практиковавшимся христианами в Иерусалиме.
Распятие закрывают покрывалом в воскресенье. начинающее Страстную неделю. Затем священник и его помощники снимают покрывало, после чего священнослужители и прихожане целуют распятие.
Последняя часть службы Страстной пятницы – литургия Преждеосвященных Даров, во время которой духовенство и прихожане приобщаются Св. Даров, которые были освящены накануне (отсюда название).
Лютеранской Пасхе, как и в православии, всегда предшествует Страстная неделя в память о страданиях Иисуса Христа. Страстная седмица начинается с Вербного Воскресенья, или Праздника Входа Господня в Иерусалим. Последующие три дня ‑ Великий понедельник, Великий вторник и Великая среда отражают события, приведшие к распятию Спасителя. В Великий четверг Церковь вспоминает Установление Таинства Святого Причастия в память о Страстях Христовых. В Великую (Страстную) пятницу вспоминается критическое событие в земной жизни Спасителя ‑ распятие на кресте. Великая суббота именуется также Тихой субботой.
Но лютеране не исповедуют обязательный сорокадневный пост перед Пасхой, он является добровольным выбором каждого верующего. Некоторые протестанты в течение 40 дней перед Пасхой также стараются от чего‑то отказаться, например, от алкоголя, сигарет. Некоторые даже отказываются от личных автомобилей и ездят на общественном транспорте.
Армянская Апостольская Церковь после праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) и до дня Пасхи отмечает Великую неделю.
Великий понедельник посвящен воспоминанию о сотворении мира, Великий вторник – евангельской притче о десяти девах, Великая среда посвящена воспоминанию о помазании Иисуса в Вифинии и предательстве Иуды, Великий четверг посвящен воспоминанию о Тайной Вечере в Иерусалимской горнице, Великая пятница посвящена воспоминанию о Страстях Господних. Церковный обряд Великой пятницы (обряд Распятия) начинается уже в четверг вечером и называется Хаварум (Затмение).
Великая суббота посвящена воспоминанию о погребении Иисуса Христа. Согласно Церковному календарю, после вечернего богослужения начинается новый день. В вечер Великой субботы совершается Святая Литургия Сочельника, а после нее объявляется благая весть о Светлом Христовом Воскресении. «Христос воскрес, воистину воскрес». В этот вечер заканчивается Великий пост.
Источник: ria.ru
9 — 15 апреля. Страстная неделя
Первым и древнейшим свидетельством выделения Страстной недели как особого времени литургического года являются дошедшие до нас «Воспоминания» Сильвии Аквитанской (Этерии), которая около 385 г. совершила паломничество из Галлии в Иерусалим и оставила подробное описание увиденного. В разделах 30-41 ее труда можно обнаружить свидетельства существования развитой литургической традиции, начиная от воскресенья, предшествующего Пасхе, и кончая самим Пасхальным воскресеньем. У Этерии эта неделя называется Septimana Maior – «Великая Седмица».
Известны и другие ее названия: «Великая неделя» (греч. Мегале Хебдомас ; так – у св. Кирилла Александрийского), «Страстная неделя». а в Галлии – Septimana Paschale. т.е. «Пасхальная седмица».
У истоков выделения этой седмицы в особый литургический период лежит, с одной стороны, желание особенным образом подчеркнуть события из жизни Христа (Страдания, Смерть, Воскресение), а с другой – хорошо известная тенденция, стремящаяся привести различные спасительные события в соответствие с определенными датами («историзация»). В данном конкретном случае для такого сопоставления есть солидная основа в евангельских повествованиях. Сравнивая сведения, приводимые во всех четырех Евангелиях, можно проследить день за днем путь Иисуса Христа, начиная с Его торжественного вхождения в Иерусалим и заканчивая восхождением на Голгофу.
Страстная неделя начинается с празднования Вербного воскресенья. которое в Западной литургической традиции носит официальное название «Пальмового Воскресенья Страстей Христовых» .
Начало торжественного празднования Вербного воскресенья было положено в Иерусалиме в IV веке – в то время, когда стремились как можно точнее воспроизвести события из жизни Христа. Согласно описанию Этерии, в субботу вечером в Иерусалиме совершалась процессия из Вифании к базилике Воскресения. Эта процессия была по существу радостным приветствием, обращенным к Иисусу Христу. Паломница отмечала, что в процессии принимает участие большое количество детей. Ее также поразил дух радости, весьма характерный для песнопений этого дня.
Обычай совершать в этот день процессию укоренился впоследствии на всём Востоке. Процессия включала в себя и некоторые драматические элементы. Так в Египте во главе процессии несли украшенный крест, а в Иерусалиме ее возглавлял епископ верхом на осле, представлявший таким образом Христа.
Вербное воскресенье праздновали также в Испании и Галлии. Документы VII века говорят о благословении пальм, но не упоминают о процессии, о которой первым отчетливо свидетельствует Феодульф Орлеанский (IX век). В Риме при Папе Льве Великом воскресенье перед Пасхой было воскресеньем Страстей Христовых. когда читалось описание Его страданий по Матфею. Свидетельства о совершении в этот день в Риме процессии восходят к началу IX века. Очевидно, этот обычай был заимствован с Востока и внедрился постепенно. Процессия проходила с большой торжественностью и включала в себя посвящение и несение пальм, пение гимна, написанного вышеупомянутым Феодульфом, возгласы «Осанна». В папскую литургию процессия, как полагают, была включена лишь в XI веке.
Начиналась она обычно за пределами города, а заканчивалась у дверей храма. Участники процессии расстилали на земле свои плащи, а в момент пения антифона Ave Rex noster («Радуйся, Царь наш…») творили земной поклон. Во главе процессии несли Евангелие или Святые Дары. Во многих районах епископ имел право в этот день освободить нескольких узников. После окончания процессии в храме служилась Месса Страстей Господних, в ходе которой прочитывался длинный Евангельский текст, описывающий события от входа Иисуса в Иерусалим до Его смерти на кресте и погребения. Таким образом, можно утверждать, что в данном случае произошло слияние двух ранее независимых друг от друга традиций (восточной и римской), что нашло свое выражение также в «двойном» названии этого литургического дня: и «Пальмовое воскресенье». и «воскресенье Страстей Господних» .
Литургия Вербного воскресенья в Церкви латинского обряда обновлялась в ХХ веке дважды: в 1955 и 1970 годах. Ныне тон этой литургии задает текст из Послания к Филиппийцам (Флп 2,6-11). Процессия исполнена переживания радостного триумфа Христа, тексты, как и пурпурный цвет литургических одежд, подчеркивают царственное достоинство Мессии, чтобы затем перейти к теме Его унижения в Страстях и пролитой Им крови, открывшей путь Победе Креста. Процессия Вербного воскресенья является, с одной стороны, воспоминанием о триумфальном вступлении Христа в Иерусалим, а с другой – шествием Народа Божия за Христом на Голгофу, где будет принесена Жертва, актуализируемая в Евхаристии. Провозглашая Христа Царем, мы тем самым принимаем тот факт, что Его и наш жизненный путь ведет через Крест к победе. Участие в литургии Вербного воскресенья означает согласие на Крест, на страдание вместе со Христом, дабы таким образом обрести жизнь вечную, что особенным образом подчеркнуто в молитве после Причастия: «дабы мы Его Воскресением достигли цели наших упований».
Освящение пальм (верб) также способствует прославлению Христа. Послание Конгрегации богослужения и дисциплины Таинств от 16 января 1988 года специально подчеркивает торжественный характер процессии с ветвями в руках. В том же документе рекомендуется, чтобы верные хранили освященные пальмы (вербы) в своих домах как воспоминание о победе Христа, которая праздновалась во время процессии.
Тексты литургических молитв этого дня подчеркивают пример Страстей Христовых, их добровольность и заместительный характер. Христос представлен как невинный Отрок Господень (Ис 53,4-12), чья невинность противопоставлена греху мира. Демонстрируется также единство Пасхального таинства – Христовых Смерти и Воскресения.
С древних времен богослужения Страстной недели концентрируются на Страстях Христовых. Утренние часы Великого четверга некогда были посвящены принятию в церковное общение публично кающихся грешников. До VI века это происходило под аккомпанемент многочисленных молитв и символических жестов, имевших глубокое богословское содержание. В завершение служилась Евхаристия «за примирённых» (Missa pro reconciliatione ). По этой причине Великий четверг иногда называют «четвергом примирения» – indulgentiae. С Великим четвергом также было связано благословение на специальной «Мессе елеев» (Missa chrismatis ) мира и елея. используемых при совершении Святых Таинств Крещения, Миропомазания, Елеопомазания (Соборования) и Священства.
Ныне Missa chrismatis служится епископом в окружении коллегии его пресвитеров, причем она может совершаться также и в другой день Страстной недели (чтобы как можно больше священников могли принять в ней участие).
В связи со значительными расстояниями, в нашей Преображенской епархии «Месса елеев» по традиции проходит утром во вторник в Кафедральном соборе Новосибирска. Елей для помазания больных благословляется перед окончанием Евхаристической молитвы. Благословение елея катехуменов и освящение мира совершается после Причастия. Весь обряд можно также совершить после Литургии слова. Начиная с понтификата Павла VI (6 марта 1970 г.), Missa chrismatis включает и обновление обетов, данных священниками в день их рукоположения .
Источник: sib-catholic.ru
Страстная неделя у католиков 2016: когда наступает, традиции, освящение куличей
Страстная неделя (седмица) наступила в эти дни для католиков, протестантов и последователей некоторых других христианских конфессий. Страстная неделя – это последняя седмица Великого поста. предшествующая Светлой Пасхе Христовой. На Страстной неделе христиане вспоминают последние дни земной жизни Спасителя.
Когда у католиков и протестантов в 2016 году Страстная неделя
В этом году Страстная неделя. которая наступает после Вербного (Пальмового) воскресенья, для западных христиан идет с 21 по 26 марта. В ночь на 27 марта наступит Светлая Пасха Христова. (У православных Страстная неделя в 2016 году позже более чем на месяц – с 25 по 30 апреля, а Пасха наступит 1 мая ).
Из каких дней состоит Страстная неделя
В христианстве каждый день Страстной недели из-за своей огромной значимости носит название «Великий» — Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда, Великий четверг, Великая пятница, Великая суббота. Также используется название Страстной: Страстной понедельник, и т.д.
Самыми важными и трагическими являются дни со Страстного четверга по Страстную пятницу – это время предательства, страданий, крестной муки и смерти Христа. В католицизме Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота объединены в Пасхальное триденствие.
Соблюдают ли католики Великий пост
Католики и представители других христианских конфессий, так же как и православные, перед Пасхой соблюдают Великий пост, который длится семь недель и делится на Великую четыредесятницу и Страстную седмицу. В плане питания пост у католиков не так строг, как в православии, а вот в том, что касается духовной работы, всё очень серьезно. Пост в римско-католической церкви заключается в духовном и физическом воздержании от излишеств, это касается и пищи, и развлечений, и многих повседневных дел.
При соблюдении поста большую роль играет личная ответственность каждого христианина. Дело в том, что степень ограничений каждый верующий определяет для себя сам, давая себе перед началом поста так называемое постановление. Человек сам решает, какие он на себя наложит ограничения: например, не будет в это время есть какие-то продукты, откажется от увеселений, от сидения в соцсетях, будет совершать дела милосердия и т. п. Особенно строго постановление соблюдается в Страстную неделю.
Читайте также: Католическая Пасха 2016: когда отмечается, традиции, поздравления в стихах.
Великий понедельник
В этот день христиане вспоминают ветхозаветного патриарха Иосифа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей бездуховность. В этот день принято убирать жилище и стараться очистить разум и душу.
Великий вторник
В Великий вторник верующие воспоминают, как Иисус обличал фарисеев, также вспоминают притчи, рассказанные Спасителем в Иерусалимском храме.
Великая среда
В Великую среду христиане вспоминают о предательстве Христа Иудой Искариотом за 30 сребреников. Также поминают грешницу, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила его к погребению.
Великий (чистый) четверг
Великий четверг воспоминают Тайную вечерю, о том, как Христос совершал омовение ног учеников, его молитву в Гефсиманском саду («Да минует меня чаша сия») и предательство Иуды. В эти дни хозяйки особенно тщательно убирают дом и начинают красить яйца и печь куличи.
Великая (страстная) пятница
Самый страшный день – посвященный воспоминанию о суде над Христом, его распятии и смерти. Верующие отказываются от пищи, проводят время в молитве.
Великая суббота
День без Христа – время покоя, день посвящен воспоминанию о пребывании Христа во гробе. В этот день в храмах начинается освящение пасхальной еды.
Воскресение Христово, главный праздник в христианстве.
Читайте также: Великая пятница 2016 у католиков: значение, традиции, самобичевание и имитация распятия.
Автор: Ольга Василенко
Источник: riafan.ru
Станьте первым!