Содержание
- 1 Москва снизила ставки налога на имущество организаций, рассчитываемого по кадастровой стоимости
- 2 Налог на имущество (недвижимость) в г. Москве в 2017-2016 году
- 3 Налог на имущество организаций от кадастровой стоимости
- 4 Налоги в 2018 году
- 5 Налог на имущество организаций: основные изменения в 2017 году (Орлова Е.)
Москва снизила ставки налога на имущество организаций, рассчитываемого по кадастровой стоимости
С 1 января 2016 года вносится ряд изменений в порядок расчета налога на имущество организаций на территории Москвы (Закон г. Москвы от 18 ноября 2015 г. № 60 ; далее – Закон № 60).
Прежде всего были пересмотрены налоговые ставки, которые будут применяться при расчете налога в 2016-2018 годах по кадастровой стоимости. Так, установленная ранее ставка на 2016 год понижена с 1,5% до 1,3%, на 2017 год – с 1,8% до 1,4%, а на 2018 год – с 2,0% до 1,5%.
Также с нового года предусматривается распространить применение льготы в виде коэффициента 0,1 к налоговой ставке для организаций в отношении следующих объектов:
- розничной торговли;
- бытового обслуживания;
- для осуществления банковских операций по обслуживанию физических лиц;
- туристской деятельности (деятельности туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом);
- культурно-просветительских услуг (музеи, коммерческие художественные галереи, кинотеатры).
При этом указанная деятельность должна осуществляться на цокольном, первом или втором этаже зданий непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением.
Перечень таких улиц устанавливает Правительство Москвы. С 1 января 2016 года можно будет воспользоваться обновленным списком пешеходных зон общегородского значения, приведенным в приложении 1 к постановлению Правительства Москвы от 13 сентября 2013 г. № 606-ПП “О пешеходных зонах общегородского значения города Москвы”. В частности к таким улицам относятся ул. Арбат, Б. Толмачевский пер. Камергерский пер. Лаврушинский пер. и другие зоны.
Законом № 60 также предусматривается ряд изменений, которые вступят в силу только с 1 января 2017 года.
Так, рассчитывать налог исходя из кадастровой стоимости должны будут все административно-деловые и торговые центры вне зависимости от общей площади помещений. Для отдельно стоящих нежилых зданий, использующихся для делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, а также объектов общественного питания и бытового обслуживания уменьшен показатель площади помещений, при котором налог рассчитывается по кадастровой стоимости. Если сейчас минимальный порог составляет 2 тыс. кв. м (п. 2 ст. 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 “О налоге на имущество организаций “; далее – Закон № 64), то с 1 января 2017 года он будет снижен до 1 тыс. кв. м.
Также налог по кадастровой стоимости будет взиматься с нежилых помещений в многоквартирных домах, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если совокупная их площадь превышает 3 тыс. кв. м. В настоящее время применять для расчета налога кадастровую стоимость должны организации только в случае превышения 3 тыс. кв. м каждого из таких помещений (п. 2.1 ст. 1.1 Закона № 64 ).
Источник: www.garant.ru
Налог на имущество (недвижимость) в г. Москве в 2017-2016 году
Порядок, ставки и сроки уплаты налога на недвижимость в г. Москве Московской области на 2017-2016 год установлены Законом г. Москвы от 19.11.2014 N 51 “О налоге на имущество физических лиц”, опубликованным на официальном сайте Московской городской Думы http://www.duma.mos.ru (с изменениями, действующими в 2017 г.).
Порядок и сроки уплаты налога на имущество в Москве
В соответствии с новым порядком, действующим с 2016 г. в Москве и Московской области расчет налога на имущество осуществляется на основании кадастровой стоимости. Такой порядок уплаты налога распространяется на следующее имущество:
- жилой дом;
- жилое помещение (квартира, комната);
- гараж, машино-место;
- единый недвижимый комплекс;
- объект незавершенного строительства;
- иные здание, строение, сооружение, помещение.
Обратите внимание, что жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
Имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома, не является объектом налогообложения.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. При этом направление налогового уведомления допускается не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Срок уплаты налога на недвижимость в г. Москве
алог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. То есть налог на недвижимость за 2016 г. необходимо оплатить до 1 декабря 2017 г. за 2017 г. – до 1 декабря 2018 г.
При нарушении установленного срока уплаты, налоговым органом начисляются пени.
Ставки налога на имущество в Москве
Ставки налога на имущество физических лиц в г. Москве устанавлены дифииринцированно в зависимости от стоимости объекта налогообложения и составляют в отношении жилых домов, жилых помещений, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), а также в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, в следующих размерах:
Ставки налога на недвижимость в Москве (квартиры, дома, комнаты)
Кадастровая стоимость объекта налогообложения
Порядок расчета налога
Сумма налога рассчитывается от кадастровой стоимости, установленной на 1 января текущего налогового периода пропорционально периоду владения.
При исчислении налога исходя из кадастровой стоимости предусмотрены налоговые вычеты (уменьшение кадастровой стоимости) на величину кадастровой стоимости:
- 10 кв.м. в отношении комнаты,
- 20 кв.м. в отношении квартиры,
- 50 кв. м. в отношении жилого дома.
- 1 миллион рублей – в отношении единого недвижимого комплекса с жилым домом.
В случае, если при применении налоговых вычетов, налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.
В связи с тем, что сумма налога, рассчитанная от кадастровой стоимости, как правило, значительно выше рассчитываемой от инвентаризационной стоимости, установлены поправочные коэффициенты, применяемые при расчете суммы налога:
- 0,2 – при расчете налога за 2015 г.;
- 0,4 – при расчете налога за 2016 г.;
- 0,6 – при расчете налога за 2017 г.;
- 0,8 – при расчете налога за 2018 г.
Начиная с 2019 года поправочный коэффициент не применяется.
При этом сумма налога рассчитывается по формуле:
- Н – сумма налога, подлежащая уплате;
- Н1 – сумма налога, исчисленная от кадастровой стоимости без учета поправочного коэффициента;
- Н2 – сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения;
- К – поправочный коэффициент.
Пример расчета
Рассчитаем сумму налога на квартиру общей площадью 70 кв. м. расположенную в г. Москве в районе станции Метро Проспект Мира с кадастровой стоимостью 6 млн. рублей. Сумма налога за 2014 г. исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости, составляет 950 рублей.
Справочно. Узнать кадастровую стоимость квартиры (жилого дома) можно на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru/wps/portal/online_request ), а затем самостоятельно с помощью калькулятора рассчитать сумму налога на имущество.
1. Итак, налоговый вычет составляет 20 кв.м. то есть налоговая база равна:
6 000 000 / 70 кв.м. * 20 кв.м. = 1 714 285,71 рублей.
2. Ставка налога на данную квартиру составляет 0,1 %.
(6 000 000 – 1 714 285,71) * 0,1 % = 4 285,71 рублей.
3. Применяем формулу расчета налога с учетом поправочного коэффициента:
Сумма налога к уплате за 2015 г. = (4 285,71-950)*0,2+950 = 1617,14 рублей.
Сумма налога к уплате за 2016 г. = (4 285,71 -950)*0,4+950 = 2284,28 рублей.
Сумма налога к уплате за 2017 г. = (4 285,71 -950)*0,6+950 = 2951,42 рублей.
Сумма налога к уплате за 2018 г. = (4 285,71 -950)*0,8+950 = 3618,56 рублей.
Сумма налога к уплате за 2019 г. и последующие годы = 4 285,71 рублей.
Льготы по налогу на недвижимость в Москве
Льготы по уплате налога на имущество имеют категории граждан, перечисленные в Налоговом кодексе Российской Федерации (федеральные льготы). К ним относятся:
- Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации;
- инвалиды I и II групп инвалидности;
- участники Великой Отечественной войны;
- ветераны боевых действий;
- чернобыльцы;
- пенсионеры по старости и другие.
Новое. Если прежнее законодательство предусматривало полное освобождение от уплаты налога по всем видам объектов для льготной категории лиц, то с 2016 г. льгота предоставляется по выбору налогоплательщика на один объект одного вида: 1) квартира, комната; 2) жилой дом; 3) специально оборудованные творческие мастерские, ателье, студии; 4) гараж или машино-место и т.д.
Например, если у пенсионера в собственности имеется квартира, комната, жилой дом и гараж, то он имеет право на льготу: на один объект по выбору – квартиру или комнату (так как указанное жилье входит в один вид объектов), жилой дом и гараж.
Местные льготы
1. В г. Москве для федеральных льготников дополнительно предусмотрено освобождение от уплаты налога в отношении одного гаража или машино-места, если:
- в течение налогового периода они не использовали право на льготу на основании ст. 407 НК РФ в отношении указанных объектов;
- площадь гаража или машино-места не превышает 25 кв. м;
- объект расположен в здании, включенном в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, с учетом условий абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ.
2. Налогоплательщики (за исключением федеральных льготников) уплачивают налог в отношении одного гаража или машино-места, указанного в п. 1. в следующих размерах:
- 8,3 % суммы налога, исчисленной за 2015 год;
- 7,7 % суммы налога, исчисленной за 2016 год;
- 7,1 % суммы налога, исчисленной за 2017 год;
- 6,7 % суммы налога, исчисленной за 2018 год и последующие налоговые периоды.
Налоговые льготы, предусмотренные пунктами 1, 2, предоставляются в отношении одного гаража или машино-места с максимальной исчисленной суммой налога вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.
Дополнительных льгот по уплате налога на имущество для многодетных семей, малообеспеченных граждан, детей-сирот на местном уровне в г. Москве не установлено.
Для получения льгот необходимо обратиться с письменным заявлением (по ссылке можно скачать форму заявления на льготу) в налоговый орган до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, и документы, подтверждающие право на льготу.
Источник: personright.ru
Налог на имущество организаций от кадастровой стоимости
Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве
Цель работы Межведомственной Комиссии
МВК создана для урегулирования споров, касающихся определения и изменения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения налогом на имущество организаций.
В межведомственную комиссию могут обратиться
- юридические лица (собственники объектов нежилого фонда или организации, владеющие такими объектами на праве хозяйственного ведения);
- органы исполнительной власти города Москвы.
- по почте (адрес для отправки: 125032, Москва, Вознесенский пер. д. 21);
- через раздел «Электронная приемная» на сайте Департамента экономической политики и развития города Москвы.
Состав Межведомственной комиссии
- председатель комиссии. Председателем Межведомственной комиссии является Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Максим Решетников ;
- заместители председателя комиссии;
- члены комиссии (представители Департамента экономической политики и развития города Москвы, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Департамента торговли и услуг города Москвы, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве, Государственного бюджетного учреждения города Москвы “Московское городское бюро технической инвентаризации”, Государственного бюджетного учреждения города Москвы “Центр налоговых доходов”);
- секретарь комиссии.
Решения, принимаемые Комиссией
Межведомственная комиссия по итогам рассмотрения обращений собственников объектов нежилого фонда и обращений органов исполнительной власти принимает решение:
- поручить Госинспекции по недвижимости провести (в случае необходимости – повторно) мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости для целей налогообложения;
- отказать в проведении мероприятий по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения;
- назначить на очередное заседание Межведомственной комиссии рассмотрение вопроса по обращениям собственника объекта недвижимости, органов исполнительной власти города Москвы.
Возможные виды обращений в Комиссию
Источник: depr.mos.ru
Налоги в 2018 году
Грядущий 2018 год принесёт с собой ряд изменений в системе налогообложения. Предполагается повсеместное введение одной из концепций развития. Наиболее вероятным направлением считается система «22/22», при которой за счёт повышения косвенных налогов (НДС увеличится с 18% до 22%) будут снижены с 30% до 22% прямые страховые взносы.
Другие возможные варианты – ветки «21/21» или «21/20», при которых налоги в 2018 году разрастутся не качественно, а количественно. К уже существующим взносам планируется добавить торговый сбор, а также увеличить НДФЛ с 13% до 15%. Последний вектор развития, «22/20», предполагает следование концепции Торгово-промышленной палаты, при которой льготы будут распространяться только на детские и продовольственные товары. Чего же стоит ожидать конкретнее?
Транспортный налог в 2018 году
К чему готовиться владельцам транспортных средств в следующем году? Кого-то новости могут обрадовать, других же, возможно, расстроят. Всё останется без изменений. Утвержденный положением федерального закона РФ транспортный налог продолжит выступать обязательной для владельцев автотранспортных средств выплатой, за регулярным взносом которой будут следить региональные властные структуры. Повышение ставки сбора не планируется, равно как и изменение списка лиц, облагаемых обязательством этот налог выплачивать. Речь идет о владельцах:
- легковых машин;
- вертолетов;
- мотоциклов и мотороллеров;
- снегоходов;
- автобусов разных размеров и габаритов;
- моторных лодок и яхт;
- транспорта на пневматическом и гусеничном ходу.
Рассчитывать на абсолютную отмену транспортного налога, ежегодно приносящего в федеральный бюджет около 146 миллиардов рублей, в условиях кризиса всё же не стоит. Однако в системе появятся некоторые изменения, связанные со сроками внесения платы:
- Юридические лица будут обязаны оплатить взнос до 1 февраля 2018 года и при этом сразу же внести задаток за следующий отчетный период.
- Физические лица должны будут оплатить налоговый счет до 1 декабря, хотя ранее квитанции от хозяев средств передвижения принимались лишь до 1 октября. Это приятная новость для водителей – теперь у них будет достаточно времени для поиска требуемых средств.
Правила системы расчёта остались прежними, а фиксированная ставка налогового сбора для транспорта будет высчитываться так же, как и раньше, исходя из трех факторов:
- год выпуска транспорта;
- длительность его эксплуатации;
- мощность двигателя.
Необходимо уточнить, что коэффициент сбора для каждого региона будет индивидуальным, поэтому жители Москвы не смогут равняться в вопросе транспортного налогообложения на Санкт-Петербург или Краснодар, и наоборот.
Налог на имущество в 2018 году
Изменения будущего года серьёзно затронут категорию недвижимости физических лиц: например, если раньше житель столицы при покупке 2-х комнатной квартиры в центре города выплачивал в казну налог, равный 500 рублям, то по завершении новой реформы эта сумма вырастет до 5000 рублей в год и выше! Связано такое увеличение сбора с тем, что теперь вместо инвентаризационной оценки помещения главным фактором будет выступать кадастровая оценка, максимально приближающая любой недвижимый объект к его рыночной стоимости. Согласно новому закону, размер налога составит 0,1–2% от кадастровой цены, станет неоднородным для собственников разных категорий и типов жилья, будет обновляться в течение 5 лет на основе оценок независимых экспертов. Налог распространится на хозяев:
- недостроенных объектов жилого строительства;
- гаражей, парковочных мест;
- квартир, комнат, прочих жилых помещений;
- комплексов, включающих как минимум 1 жилое помещение;
- бытовых построек площадью до 50 м2, расположенных на участке и предназначенных для проведения садовых и дачных работ.
Собственники также должны будут подавать в налоговые службы достоверные сведения о принадлежащем им имуществе. В случае невыполнения этого предписания или подделки информации владельцам грозят штрафные санкции в виде выплаты 20% от реального налога. Льготы на недвижимость в 2018 году останутся прежними и никаких изменений не претерпят.
Налог на имущество организаций 2018
Юридическим лицам также предстоит ощутить на своих карманах тяжесть кризисного периода: вместе с ценами на обычное жильё повысится и стоимость коммерческих помещений, и плата за аренду. Хотя на эту тему Министерство финансов пока высказывалось мало, всё же уже сейчас очевидно, что под контроль будет взята методика определения кадастровых стоимостей коммерческой и нежилой собственности. Упорядочиванию подвергнется реестр нежилой недвижимости, обязательным условием станет её максимальное наполнение. Общие принципы имущественного налогообложения здесь будут такие же, как и для физических лиц. Изменится лишь размер процента и то, что вопрос сохранения льгот в данном случае будет решаться уже индивидуально администрацией каждого региона.
Налоги ИП 2018
Минфин приготовил новшества и для индивидуальных предпринимателей. с 2018 года максимальный доходный лимит для ведущих собственное дело людей, согласно упрощенной системе налогообложения (УСН), будет равен 150 миллионам ежегодно. Этот фиксированный показатель продержится до 2020 года. Ставки налогового сбора остались неизменными, однако сегодня регионы России могут установить сниженные проценты пошлины в индивидуальном порядке.
На пенсионные отчисления каждому индивидуальному предпринимателю за 2018 год придется выплатить чуть более 24000 рублей, а взносы за медицинское страхование составят около 5000 рублей. При этом на рассмотрении находится законопроект, способный теоретически освободить предпринимателей от отчислений, завязанных на регулярно растущем показателе МРОТ. Против этой практики сегодня выступает большое количество частников, ведь она оказывается совершенно невыгодна владельцу своего бизнеса.
Налог на землю 2018
В год Желтой Собаки сбор с владельца земли также будет осуществляться исходя из кадастровой стоимости находящейся во владении человека территории, то есть речь снова идет о необходимости установления реальной стоимости земельного надела. Однако практика показывает, что оценка чиновников часто бывает необъективна и завышена, в этом случае налогоплательщик, несогласный со ставкой установленного сбора, может обратиться в суд.
Сумма платежа увеличится на 20% и будет продолжать расти вплоть до 2020 года. Согласно предварительным оценкам специалистов, в ряде регионов поступления в бюджет повысятся в 7-8 раз и тем самым позволят выделять достаточно средств на развитие инфраструктуры городов.
Налог на отдых 2018
С 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года в качестве эксперимента также планируется ввести особый налоговый сбор в 4 курортных зонах:
- в Алтайском крае;
- в Республике Крым;
- в Ставропольском крае;
- в Краснодарском крае.
Курортным налогом будут облагаться приезжающие туристы, причём как россияне, так и иностранные граждане, за исключением традиционных категорий льготников (ветеранов, инвалидов, студентов, лиц младше 18 лет и т.д.). Предполагается, что размер пошлины составит до 100 рублей в сутки за факт реального пребывания в объекте размещения, причём допускаются принципы сезонности и дифференциации в зависимости от места пребывания отдыхающего в курортном регионе, цели его поездки, значения района и его важности для окружающих муниципальных учреждений.
Налог на прибыль 2018
Акцизные ставки тоже будут расти сильнее. Возможно, главам предприятий придется платить на прибыль налог, повышенный на 15%, причём как минимум половина этого показателя (6–8%) будет направляться прямо в федеральную казну.
Повышение НДФЛ чиновники планируют смягчить компенсаторными введениями – это снижение страховых взносов на 21% и, в целом, сохранение неизменной системы налогообложения в отношении работодателей. Также рассматривается вариант перехода на прогрессивную шкалу ставок НДФЛ в новом году.
Новые налоги в 2018 году
В списке качественно новых для россиян налогов с 2018 года могут появиться:
- НДД – налог на дополнительный доход, который станет заменой НДПИ, или налога на добычу полезных ископаемых. НДД будет связан с обнулением экспортной пошлины на нефтепродукты и нефть, а также с постепенным переходом на систему внутреннего налогообложения;
- налог на труд роботов;
- налог на пенсию (будет взиматься Центробанком с пенсионеров за бюджетные выплаты с помощью системы платежных карт «Мир», за обслуживание которой нужно будет платить 750 рублей ежегодно).
Покроют ли вводимые изменения дефицит бюджета, пока неизвестно. Как бы там ни было, теперь известно, к чему следует готовиться. В этой статье были рассмотрены основные изменения, которые грядут в системе налогов в 2018 году. Разработка законодательных проектов ещё будет продолжаться и корректироваться. Однако уже сегодня, благодаря данному материалу, можно составить исчерпывающую картину о новых налогах в 2018 году и изменениях уже существующих сборов.
Источник: v-2018.com
Налог на имущество организаций: основные изменения в 2017 году (Орлова Е.)
С 01.01.2017 действует ряд важных изменений, внесенных в порядок налогообложения имущества организаций, а также есть актуальные разъяснения, о которых мы и поговорим.
Правила применения наименьшей кадастровой стоимости недвижимости
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 375 НК РФ).
В ст. 378.2 НК РФ определены объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость:
– административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
– нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых, в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
– объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
– жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
При этом в отношении перечисленных объектов недвижимого имущества иностранных организаций налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость начиная с 2014 года.
В отношении иных объектов недвижимого имущества, указанных в ст. 378.2 НК РФ, применение кадастровой стоимости зависит от соответствующего решения субъекта РФ.
С 01.01.2017 (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке” (далее – Закон N 237-ФЗ). К отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения Закона N 237-ФЗ с 01.01.2017 по 01.01.2020, в течение которого государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Законом N 237-ФЗ или в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон N 135-ФЗ (пп. 1, 2 ст. 24 Закона N 237-ФЗ)).
Прежней редакцией ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 360-ФЗ) были установлены особенности применения результатов государственной кадастровой оценки, полученных в соответствии в Законом N 135-ФЗ в переходный период с 01.01.2017 по 01.01.2020. В указанный период подлежала применению наименьшая кадастровая стоимость, установленная по состоянию на 1 января 2014 года. Это означало бы, что с 01.01.2017 должна была применяться наименьшая кадастровая стоимость, установленная на 2014 год, которая действовала бы до следующей оценки в соответствии с Законом N 237-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2017.
Но ст. 10 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 401-ФЗ) изменила правило применения минимальной кадастровой стоимости, установленное изначально ст. 19 Закона N 360-ФЗ.
В настоящее время действуют следующие правила применения старой кадастровой стоимости недвижимости в переходный период с 01.01.2017 по 01.01.2020 (ст. 19 Закона N 360-ФЗ в редакции ст. 10 Закона N 401-ФЗ):
1) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ может быть принято решение, что в отношении результатов государственной кадастровой оценки, полученных в соответствии с Законом N 135-ФЗ, с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года (п. 1 ст. 19 Закона N 360-ФЗ в редакции ст. 10 Закона N 401-ФЗ):
– в случае, если применение кадастровой стоимости предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, действующая на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для целей налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19 Закона N 360-ФЗ;
– в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года, меньше кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, действующей на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года или после 1 января года, в котором впервые начала действовать кадастровая стоимость для целей налогообложения, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.
Такое решение может быть принято высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ не позднее 20 декабря 2016 года;
2) при принятии высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ решения, предусмотренного ч. 1 ст. 19 Закона N 360-ФЗ, в случае, если после 1 января 2014 года определена кадастровая стоимость объектов недвижимости в соответствии со ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ без использования результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, кадастровая стоимость подлежит пересчету до 1 января 2017 года с использованием результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения;
3) при принятии высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ решения, предусмотренного ч. 1 ст. 19 Закона N 360-ФЗ, кадастровая стоимость, определяемая в соответствии со ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ после 1 января 2017 года, также определяется с использованием результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.
Таким образом, теперь правило о применении наименьшей кадастровой стоимости применяется только в тех субъектах РФ, в которых высшим исполнительным органом государственной власти такого субъекта РФ принято соответствующее решение (а не во всех субъектах РФ, как это было в изначальной редакции ст. 19 Закона N 360-ФЗ).
Льгота по движимому имуществу, принятому с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств
С 01.01.2018 льгота по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого на баланс в качестве основных средств начиная с 01.01.2013, установленная п. 25 ст. 381 НК РФ, применяется на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ (ст. 381.1 НК РФ, п. 58 ст. 2 Закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ).
При этом правом принятия законов, разрешающих льготу в отношении движимого имущества, принятого с 2013 года на учет в качестве основных средств, субъекты РФ наделены уже сейчас – с 01.01.2017 (п. 5 ст. 13 Закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ). Если субъект РФ не воспользуется таким правом, то с 2018 года указанная льгота на его территории действовать больше не будет.
Ранее льгота по налогу на имущество распространялась на движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, и применялась повсеместно по умолчанию. По таким объектам организации не платили налог на имущество организаций, за исключением случаев, когда имущество принято на учет в результате реорганизации, ликвидации юридического лица или передачи имущества между взаимозависимыми лицами (ст. 381.1 НК РФ, п. 58 ст. 2, п. 5 ст. 13 Закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, Письмо ФНС России от 23.11.2016 N БС-4-21/22236@ (п. 5)).
Особенности определения субъектами РФ с 01.01.2017 перечня объектов недвижимости
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, поименованы в подп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пп. 3 – 5 ст. 378.2 НК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 378.2 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 7 ст. 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ (далее – Перечень объектов недвижимого имущества).
На этом основании в Перечень объектов недвижимого имущества должны быть включены объекты недвижимого имущества, указанные в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, отвечающие условиям, установленным пп. 3 – 5 ст. 378.2 НК РФ.
С 1 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 242-ФЗ “О внесении изменений в статью 105.15 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пп. 3 – 5 ст. 378.2 НК РФ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в котором может быть учтена сложившаяся арбитражная практика по применению ст. 378.2 НК РФ (Письмо Минфина России от 11.01.2017 N 03-05-04-01/156).
Новые основания для пересчета налога на имущество по кадастровой стоимости
В общем случае изменение кадастровой стоимости в течение календарного года на налоговую базу на имущество организаций не оказывает влияния, за некоторыми исключениями.
До 01.01.2017 согласно прежней редакции п. 15 ст. 378.2 НК РФ пересчитать налог на недвижимое имущество, рассчитанный по кадастровой стоимости, можно было только в случае технической ошибки, допущенной органом кадастрового учета (Росреестром), или в случае оспаривания кадастровой стоимости.
С указанной даты скорректированная кадастровая стоимость должна учитываться при расчете налогов на недвижимое имущество начиная с того налогового периода, в котором она была ошибочно определена.
Начиная с 2017 года пересчитать налог на недвижимость по кадастровой стоимости можно независимо от вида ошибок (техническая ошибка, реестровая ошибка в Едином государственном реестре недвижимости, методологическая ошибка в результатах кадастровой оценки и другие), а также от статуса органа, допустившего ошибки (органы Росреестра, бюджетные учреждения, созданные субъектами Российской Федерации для определения кадастровой стоимости и другие). Это предусмотрено новой редакцией п. 15 ст. 378.2 НК РФ (подп. “ж” п. 57 ст. 2, п. 3 ст. 13 Закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ).
Пример. Иногда кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно отличается от их реальной рыночной стоимости, так как применяемые методы их оценки не всегда учитывают действительные параметры конкретного объекта.
Как сказано выше, с 1 января 2017 года Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ изменение кадастровой стоимости разрешено учитывать при определении налоговой базы в налоговом периоде, в котором была допущена ошибка, независимо от того, какая она – техническая, методологическая, реестровая.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ). Решением комиссии или суда кадастровая оценка может быть изменена.
Согласно ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (в редакции Закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (включая цели налогообложения), с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
В случаях, когда по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости кадастровая стоимость недвижимости была изменена в середине налогового периода (календарного года), сумма налога на имущество организаций должна быть скорректирована исходя из новых данных за весь год.
Так, измененная по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в июле 2016 года стоимость объектов недвижимого имущества, включенных в перечень объектов недвижимого имущества на 2016 год, должна применяться в целях исчисления налога и авансовых платежей по налогу на имущество организаций за налоговый период и все отчетные периоды 2016 года. Это значит, что и авансовые платежи по налогу на имущество организаций нужно пересчитать (п. 15 ст. 378.2 НК РФ, Письмо ФНС России от 27.01.2017 N БС-4-21/1362).
Начисление пеней по налогу на имущество организаций в случае изменения кадастровой стоимости в течение налогового периода
На основании п. 12 ст. 378.2 НК РФ организация в отношении имущества, подлежащего налогообложению по кадастровой стоимости, в течение налогового периода уплачивает авансовые платежи, рассчитываемые исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года налогового периода.
Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налогов (п. 3 ст. 58 НК РФ).
В случае уплаты авансовых платежей в более поздние, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате авансового платежа начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты такого платежа.
Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате авансового платежа в установленный срок до изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение соответствующего налогового периода не является основанием для начисления пеней на сумму такого авансового платежа.
Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 29.12.2016 N 03-05-04-01/79101 и от 24.11.2016 N 03-05-04-01/69574 (доведены до территориальных налоговых органов для руководства и использования в работе соответственно Письмами ФНС России от 11.01.2017 N БС-4-21/186 и от 05.12.2016 N БС-4-21/23096@).
Таким образом, исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате авансового платежа по налогу на имущество организаций в установленный срок до изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение соответствующего налогового периода является основанием для неначисления пеней на сумму соответствующего авансового платежа по налогу на имущество организаций.
Пониженные налоговые ставки, коэффициенты и льготы для объектов отдельных отраслей экономики
В соответствии со ст. 14 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам и зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 372 НК РФ предусмотрено, что, устанавливая налог, законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 2 ст. 380 НК РФ).
Таким образом, вопросы об установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации (Письмо Минфина России от 11.01.2017 N 03-05-03-01/168).
Налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, не могут превышать в 2017 году 1%. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ (п. 3.2 ст. 380 НК РФ, подп. “б” п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2016 N 464-ФЗ “О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”).
В отношении железнодорожных путей и сооружений, которые впервые приняты на учет в качестве объектов основных средств, начиная с 1 января 2017 года сумма налога исчисляется с применением понижающих коэффициентов Кжд, которые действуют в течение шести налоговых периодов: 0 – в течение первого налогового периода, 0,1 – в течение второго, 0,2 – в течение третьего и т.д. (ст. 385.3 НК РФ, п. 3 ст. 1 Закона от 28.12.2016 N 464-ФЗ).
С 01.01.2017 установлено освобождение налогоплательщиков от уплаты налога на имущество организаций в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного после 1 января 2013 года. Дата производства железнодорожного подвижного состава определяется на основании технических паспортов (п. 25 ст. 381 НК РФ, подп. “б” п. 4 ст. 2, п. 1 ст. 4 Закона от 28.12.2016 N 475-ФЗ).
С 01.01.2017 объекты, предусмотренные техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией и необходимые для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия, облагаются налогом на имущество организаций по нулевой ставке (п. 3.1 ст. 380 НК РФ, п. 34 ст. 2, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 242-ФЗ). Также с 01.01.2017 установлены льготы по уплате налога на имущество организаций для исследовательских корпоративных центров, указанных в Федеральном законе от 28.09.2010 N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”. Для подтверждения права на освобождение от налогообложения указанные организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета документы, подтверждающие наличие у них статуса участников проекта и предусмотренные Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”, а также данные учета доходов (расходов) (п. 20 ст. 381 НК РФ, подп. “а” п. 4 ст. 2, п. 1 ст. 4 Закона от 28.12.2016 N 475-ФЗ).
Московский Перечень объектов недвижимости, налогообложение которых производится исходя из кадастровой стоимости
Конкретный перечень объектов недвижимости, указанных в п. 1 ст. 378.2 НК РФ и облагаемых налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, определяется законами субъектов РФ (п. 2 ст. 378.2 НК РФ).
С 2017 года налогообложение недвижимости исходя из кадастровой стоимости осуществляется уже в 72 субъектах Российской Федерации.
На 2017 год Правительством Москвы определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В него вошло более 24 тысяч объектов недвижимости – это торговые, офисные здания и помещения, объекты общественного питания и бытового обслуживания. Суммарная площадь объектов по сравнению с 2016 годом выросла на 23% (Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП).
Изменения связаны с тем, что с 2017 года снимаются ограничения по площади объектов недвижимости, облагаемых налогом от кадастровой стоимости, в случае их расположения на земельных участках с торгово-офисным видом разрешенного использования. Также снижается с 2 000 до 1 000 кв. м минимальный порог площади зданий, фактически используемых для торгово-офисных целей (п. 2 ст. 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 “О налоге на имущество организаций”).
Расширение круга объектов в указанном Перечне направлено на справедливое распределение и выравнивание налоговой нагрузки в зависимости от реальной стоимости такого недвижимого имущества, а также на создание равных условий налогообложения для схожих объектов торговой и офисной недвижимости.
Применение налоговой льготы, установленной ч. 1 ст. 4.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64
Частью 1 ст. 4.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 “О налоге на имущество организаций” установлено, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. м площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:
1. Налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства.
К субъектам малого предпринимательства может быть отнесена любая организация, которая соответствует всем критериям, установленным нормативными правовыми актами. Такая организация должна быть внесена ФНС России в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенный на ее официальном сайте – https://rmsp.nalog.ru (ч. 1, подп. “а” п. 1, подп. “б” – “д” п. 1, пп. 2, 3 ч. 1.1, ч. 3 ст. 4, ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 “О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства”. Для использования налоговых льгот по налогу на имущество организаций, установленных законодательством для субъектов малого предпринимательства, не нужно:
– получать специальный документ, подтверждающий статус субъекта малого предпринимательства;
– вносить сведения об организации в реестры субъектов малого предпринимательства – получателей поддержки, которые ведут федеральные и региональные органы власти и местного самоуправления (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 16 Закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
2. Налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующие налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению.
3. За предшествующий налоговый период средняя численность работников налогоплательщика, указанного в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 4.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64, составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника составила не менее 2 млн рублей.
При этом Закон города Москвы от 05.11.2003 N 64 не устанавливает порядок определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения такой налоговой льготы. Официальных разъяснений контролирующих органов по этому вопросу также нет. По аналогии закона (права) источником сведений о выручке от реализации товаров (работ, услуг) за соответствующие периоды являются регистры бухгалтерского учета организации (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, ст. 6 ГК РФ, п. 4 ст. 1, п. 3 ст. 11 ГПК РФ, п. 4 ст. 2 КАС РФ, абз. 1 п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003 N 23 “О судебном решении”). Это значит, что для применения рассматриваемой налоговой льготы по налогу на имущество организаций выручку от реализации товаров (работ, услуг) надо считать по правилам бухгалтерского учета. Порядок расчета средней численности работников установлен Приказом Росстата от 26.10.2015 N 498, вступившим в силу с 01.01.2017 (Приказ Росстата от 27.10.2016 N 686).
Таким образом, при одновременном соблюдении всех вышеперечисленных условий организация, имеющая в собственности, например, несколько административных зданий (помещений в здании) в городе Москве, включенных в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, вправе воспользоваться налоговой льготой, установленной ч. 1 ст. 4.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64, в отношении только одного такого объекта по своему выбору.
Если объект недвижимости включен в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, то организация – собственник такого объекта платит налог на имущество независимо от того, на упрощенной или на общей системе налогообложения она находится или применяет ЕНВД (п. 2 ст. 375, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). В отношении данного имущества налогоплательщики на УСН и ЕНВД должны представить налоговые декларации (налоговые расчеты) по налогу на имущество организаций с разделом 3 “Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая (инвентаризационная) стоимость”.
В отношении имущества, налоговая база по которому определяется в соответствии со ст. 375 НК РФ как среднегодовая стоимость, налогоплательщики на УСН и ЕНВД по-прежнему освобождены от уплаты налога на имущество.
Полностью освобождены от уплаты налога на имущество организации – плательщики ЕСХН (п. 3 ст. 346.1 НК РФ).
Предоставление налоговой льготы, установленной ч. 1 ст. 4.1 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64, в отношении одного объекта недвижимого имущества не зависит от факта передачи данного объекта налогоплательщиком-собственником в аренду. Поэтому при соблюдении вышеперечисленных условий организация-арендодатель вправе уменьшить налоговую базу по налогу на имущество, определяемую исходя из кадастровой стоимости объектов, на величину кадастровой стоимости 300 кв. м площади одного (по своему выбору) объекта недвижимого имущества, переданного в аренду (Письмо Департамента финансов г. Москвы от 20.05.2016 N 90-01-01-05-231/16 “О порядке применения льготы по налогу на имущество организаций”).
Для целей налогообложения прибыли налог на имущество и авансовые платежи по нему учитываются в составе прочих расходов на дату начисления независимо от даты уплаты в бюджет (подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ, Письма Минфина России от 12.09.2016 N 03-03-06/2/53182, от 21.09.2015 N 03-03-06/53920).
В налоговой декларации по налогу на прибыль организаций налог на имущество и авансовые платежи по нему отражаются по строке 041 Приложения N 2 к листу 02 нарастающим итогом в общей сумме начисленных в отчетном (налоговом) периоде налогов и сборов (п. 7.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@).
Организация на УСН с объектом налогообложения “доходы минус расходы” налог на имущество, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости, и авансовые платежи по нему учитывает в расходах на дату фактической уплаты (подп. 22 п. 1 ст. 346.16, подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
В разделе 2.2 налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в общей сумме произведенных расходов отражаются нарастающим итогом суммы налога на имущество и авансовых платежей по нему, уплаченные (п. 8.3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утвержденного Приказом ФНС России от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@); за I квартал – по строке 220; за полугодие – по строке 221; за 9 месяцев – по строке 222; за год – по строке 223.
Налог на имущество организаций в отношении жилых домов, учитываемых на балансе в качестве вложений во внеоборотные активы
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ (Письмо Минфина России от 12.01.2017 N 03-05-05-01/444).
Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ как кадастровая стоимость имущества в отношении видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, указанных в п. 1 ст. 378.2 НК РФ. При этом в силу п. 7 ст. 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества определяется только в отношении объектов, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Пунктом 4 Положения по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, определено, что актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующей перепродажи данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Это значит, что актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, установленные п. 4 ПБУ 6/01, то есть когда объект пригоден для использования в деятельности организации.
Поэтому если объекты недвижимого имущества не отвечают условиям, установленным п. 4 ПБУ 6/01, и учтены в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета в качестве вложений во внеоборотные активы, то данное имущество не является объектом налогообложения в соответствии со ст. ст. 374 и 378.2 НК РФ, за исключением объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ определено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
При этом жилые дома и жилые помещения, учитываемые на балансе в качестве вложений во внеоборотные активы в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, облагаются налогом на имущество организаций в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, если объекты учтены в Едином государственном реестре недвижимости и в отношении этих объектов определена кадастровая стоимость (Письмо Минфина России от 12.01.2017 N 03-05-05-01/432).
Когда доначисленный при проверке налог на имущество организаций уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль
Интерес представляет правовая позиция Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, которая пришла к выводу о том, что, доначислив по результатам выездной проверки налог на имущество организаций, налоговая инспекция обязана уменьшить на доначисленную сумму налога на имущество налоговую базу по налогу на прибыль, если последний налог входил в предмет выездной проверки (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 26.01.2017 N 305-КГ16-13478 по делу N А40-159258/2015). Речь идет о ситуации, когда налоговый орган после проверки принял решение о доначислении налога на имущество организаций, а в затратах по налогу на прибыль данные суммы не учел, обязав организацию заплатить налог на прибыль без уменьшения налогооблагаемой базы на сумму недоимки.
Фабула дела такова. В ходе выездной проверки установлено, что обществом был неверно определен срок полезного использования (амортизационная группа) кабелей и кабельных удлинителей, что повлекло неуплату налога на прибыль организаций в размере 8 482 294 рублей.
В результате неверного определения срока полезного использования объектов основных средств обществом занижена среднегодовая стоимость имущества, и данное обстоятельство послужило основанием для доначисления обществу налога на имущество в размере 432 526 рублей.
Оспаривая решение налоговой инспекции в судебном порядке, общество ссылалось на неверное определение налоговой инспекцией размера его налоговой обязанности при расчете налога на прибыль ввиду необоснованного невключения в состав расходов при исчислении данного налога сумм налога на имущество, доначисленных по результатам проведенной выездной налоговой проверки.
Отклоняя данный довод налогоплательщика, суды указали, что на момент вынесения налоговой инспекцией решения у общества отсутствовала обязанность по уплате доначисленных сумм налога на имущество, поскольку им была подана апелляционная жалоба, в связи с чем указанное решение вступило в силу только после принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Таким образом, по мнению судов, у налогоплательщика отсутствовали расходы, предусмотренные подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, в виде начисленных сумм налога на имущество.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов в части доначисления обществу налога на прибыль в размере 86 505 рублей 20 копеек, а также соответствующих сумм пеней и штрафа в связи с отказом налоговой инспекции в установлении действительного размера налоговых обязательств по указанному налогу с учетом всех выявленных при проведении налоговой проверки нарушений.
Определением судьи Верховного Суда РФ кассационная жалоба общества вместе с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.
Изучив материалы дела, Судебная коллегия пришла к выводу, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а обжалуемые судебные акты – отмене в части по следующим основаниям.
Одной из форм налогового контроля, установленных ст. 82 НК РФ, является проведение должностными лицами налоговых органов выездных налоговых проверок, в рамках которых осуществляется проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (ст. 89 НК РФ).
В решении о назначении выездной налоговой проверки налоговый орган определяет предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке, а также периоды, за которые проводится проверка (п. 2 ст. 89 НК РФ).
Из указанных положений следует, что в обязанность налогового органа входит установление размера всех налоговых обязательств налогоплательщика за проверяемые периоды исходя из выводов, положенных в основу акта налоговой проверки и являющихся основанием для вынесения решения о доначислении соответствующих сумм налогов, начислении пеней за несвоевременную уплаты налогов, а также привлечении к налоговой ответственности в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ.
Суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Датой осуществления таких расходов признается дата начисления налогов (сборов) (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Следовательно, в силу указанных норм на налоговой инспекции лежит обязанность учесть произведенные в ходе выездной налоговой проверки начисления по соответствующим налогам и отразить их в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии, что правильность исчисления налога на прибыль входила в предмет проводимой проверки.
Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 17152/09 и Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30.11.2016 N 305-КГ16-10138.
Иной правовой подход, поддержанный арбитражными судами в рамках рассмотрения спора, влечет необоснованное возложение на налогоплательщика обязанности по самостоятельной корректировке налоговых обязательств путем представления уточненной налоговой декларации за период, который является предметом налоговой проверки.
Такие действия общества после завершения проверки, по мнению Судебной коллегии ВС РФ, не устраняют недостоверность произведенного налоговым органом расчета сумм недоимки по налогу на прибыль, а также не позволяет скорректировать пени и штраф, исчисленные налоговой инспекцией без учета произведенных корректировок по всем охваченным проверкой налогам.
Таким образом, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ подтвердила, что доначисленные после выездной проверки налоги (в частности, доначисленный налог на имущество организаций) сразу же должны быть отнесены на расходы по налогу на прибыль, согласилась с доводами общества и удовлетворила его требования, а предыдущие судебные решения в этой части отменила (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 26.01.2017 N 305-КГ16-13478 по делу N А40-159258/2015).
Использование документов об измененной судом кадастровой стоимости в рамках камеральной проверки по налогу на имущество организаций
Имеющиеся у налогового органа документы (в том числе представленные налогоплательщиком и подтвержденные официальными сведениями с интернет-сайтов судебных органов) об измененной по вступившему в законную силу решению суда кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества могут учитываться при проведении камеральной налоговой проверки налоговой отчетности по налогу.
При этом использование налоговыми органами вышеуказанных сведений об оспоренной кадастровой стоимости (налоговой базе) не зависит от даты их внесения в государственный кадастр недвижимости (Письмо ФНС России от 26.12.2016 N БС-4-21/25054).
Источник: xn—-ctbbdccf4eebbnlpq5kj.xn--p1ai
Станьте первым!