Содержание
- 1 Двунадесятые переходящие и непереходящие православные праздники.
- 2 12 великих церковных праздников – переходящие и непереходящие двунадесятые праздники
- 3 Православный календарь на 2017 год
- 4 Церковные праздники. даты. объяснения и традиции
- 5 Православные праздники. Двунадесятые переходящие и непереходящие праздники.
Двунадесятые переходящие и непереходящие православные праздники.
Существует двенадцать особых праздников, они называются двунадесятыми. Это двенадцать важнейших после Пасхи праздников в Православии посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы (по хронологии церковного года, который начинается 1(14) сентября ).
Они делятся по литургическому принципу на две категории:
Первая категория – это неподвижные (непереходящие) праздники .
В церковном праздновании великих праздников следует различать: день самого праздника и дни предпразднства, попразднства и отдания праздника.
Задолго до некоторых великих праздников Церковь начинает приуготовлять нас к их встрече – еще за полтора месяца до Воздвижения Креста Господня на утрене начинают петь: «Крест начертав Моисей», с 21 ноября в храмах поется: «Христос Раждается – славите».
Затем Церковь вводит нас днями предпразднства (их нет у Входа Господня и у недвунадесятых великих праздников) в непосредственную близость торжества. Наряду с молитвами и песнопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения и в честь наступающего праздника. Двунадесятые праздники имеют по 1 дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, имеющего 5 дней, и Богоявления, имеющего 4 дня предпразднства. У Пасхи предпразднства нет.
Дни попразднства составляют продолжение праздника. В эти дни, на ряду с песнопениями святому, Церковь воспоминает и прославляет иногда участников события, вообще же – событие бывшего праздника. Число дней попразднства бывает неодинаково – от 1 до 9 дней, смотря на большую или меньшую близость одних праздников к другим или к дням поста: Благовещение – 1 день, (а от субботы Лазаревой – нет попразднства), Рождество Богородицы и Введение Ее во храм – 4 дня, Рождество Христово и Пятидесятница – 6 дней, Преображение и Воздвижение Креста Господня – 7 дней, Сретение – неодинаковое число дней в каждый год, от 0 до 7 дней, Богоявление и Вознесение – 8 дней, Успение Божией Матери – 9 дней, недвунадесятые великие праздники – 1 день. Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.
Последний день попразднства носит название дня отдания праздника и отличается от дней попразднства большей торжественностью Богослужения, потому что последование этого дня удерживает большую часть молитв и песнопений самого праздника.
У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.
Еще в церковном календаре большое значение занимают особо чтимые праздники: например, день памяти пророка Илии, святого великомученика Георгия Победоносца и других.
Вторая категория двунадесятых праздников называется переходящие (подвижные). которые принадлежат пасхальному циклу. Эти праздники всегда отстают от Пасхи на известное число дней и переходят в разные годы на другие числа.
Ко второй категории двунадесятых праздников относятся три праздника:
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – он празднуется за неделю до Пасхи;
Вознесение Господне – празднуется через сорок дней после Пасхи, всегда в четверг шестой недели по Пасхе;
День Святой Троицы, Пятидесятница – отмечается через семь недель, на восьмую неделю по Пасхе и всегда в воскресенье.
А сам праздник Пасхи, – Светлое Христово Воскресение ни в какую категорию не входит, так как, это Праздник праздников и Торжество из торжеств и не может сравниваться с другими праздниками, – имеющая исключительную по торжественности службу, которая на утрене состоит почти исключительно из пения знаменитого Пасхального Канона Св. Иоанна Дамаскина.
Праздник Пасхи празднуется в пределах 35 дней, от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая) и попадает на любой из воскресных дней в этот период, все зависит от весеннего равноденствия.(в скобках – по новому стилю)
Источник: prayerssaints.ru
12 великих церковных праздников – переходящие и непереходящие двунадесятые праздники
В Православной Церкви каждый день календарного года посвящен воспоминанию о том или ином событии из жизни Господа и Божией Матери либо же празднованию памяти святых и прославлению чудотворных икон. Однако есть дни, которые в церковной традиции принято выделять особо, – их называют великим праздниками .
Самым главным из них является, конечно же, Светлая Пасха, Воскресение Христово. В этот день Церковь вспоминает о том, как распятый Спаситель воскрес из мертвых, разрушив оковы ада и дав тем самым надежду на будущее бессмертие каждому человеку.
Следом идут двенадцать праздников, именуемых великими или двунадесятыми. Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Первые из них каждый год отмечаются в один и тот же день. Даты вторых связаны с передвижением даты Пасхи.
Непереходящие двунадесятые праздники
Рождество Христово 7 января по новому стилю – это самый известный христианский праздник посвящен рождению Господа Иисуса Христа, началу новой эры в жизни человечества.
Крещение Господне Святое Богоявление 19 января – в этот день Церковь вспоминает собы- тие Крещения Господа в водах реки Иордан перед Его выходом на общественное служение и проповедь Евангелия.
Сретение Господне 15 февраля посвящено принесению младенца Христа в храм Иерусалима для посвящения Богу на сороковой день после его рождения. В Храме Святое семейство встретили праведный Симеон Богоприимец и пророчица Анна.
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля – воспоминание о явлении Деве Марии архангела Гавриила с благой вестью о том, что именно у Нее родится обещанный Богом Мессия, Спаситель Иисус Христос.
Преображение Господне 19 августа – в этот день Церковь вспоминает, как еще при своей земной жизни Иисус Христос на горе Фавор явил ближайшим ученикам всю свою Божественную славу, преобразившись перед Петром, Иаковом и Иоанном.
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа – память праведной кончины Божией Матери в Иерусалиме. После ее погребения оказалось, что тело Пресвятой Богородицы исчезло из гроба, и Церковь верит, что Матерь Божия вознесена Господом на небо, где постоянно молится за всех людей.
Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября – праздник дня рождения Марии, будущей Матери Божией. Ее родители, праведные Иоаким и Анна, долго не имели детей, но по своей вере и молитве сподобились от Бога великой милости – рождения будущей Матери Спасителя.
Воздвижение Креста Господня 27 сентября – в этот день Церковь вспоминает события более поздние. Происходили они уже в 4 веке, когда гонения на христиан в Римской империи уже прекратились. Тогда в Иерусалиме был чудесным образом обретен утерянный ранее Животворящий Крест Господень.
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря – праздник в воспоминание торжественного введения трехлетней Марии в Иерусалимский храм. Это событие символизировало собой посвящение Ее Богу и приуготовление к будущему рождению от Нее Спасителя Иисуса Христа.
Переходящие двунадесятые праздники
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – в воскресенье за неделю до Пасхи – вспоминается торжественный вход Господа в Иерусалим накануне Его страстей, распятия и воскресения.
Пасха, Воскресение Господне – главный праздник богослужебного года, установлен в честь воскресения Иисуса Христа.
Вознесение Господне – на 40-й день после Пасхи празднуется вознесение воскресшего Господа Иисуса Христа в Царство Отца Своего Небесного, которое произошло на горе Елеон, в присутствии апостолов и Божией Матери.
День Святой Троицы, Пятидесятница – в воскресенье, на 50-й день после Пасхи вспоминается сошествие на святых апостолов и Божию Матерь Святого Духа в виде огненных языков. Этот праздник считается днем рождения христианской Церкви.
Даты переходящих двунадесятых праздников по годам
Вербное Воскресенье – дата по годам
- Вербное Воскресенье в 2015 году – 5 апреля
- Вербное Воскресенье в 2016 году – 24 апреля
- Вербное Воскресенье в 2017 году – 9 апреля
- Вербное Воскресенье в 2018 году – 1 апреля
Даты Пасхи по годам
- Пасха, Воскресение Господне в 2015 году – 12 апреля.
- Пасха, Воскресение Господне в 2016 году – 1 мая.
- Пасха, Воскресение Господне в 2017 году – 16 апреля.
- Пасха, Воскресение Господне в 2018 году – 8 апреля.
Вознесение Господне – даты по годам
- Вознесение Господне в 2015 году – 21 мая.
- Вознесение Господне в 2016 году – 9 июня.
- Вознесение Господне в 2017 году – 25 мая.
- Вознесение Господне в 2018 году – 17 мая.
День Святой Троицы (Пятидесятница) даты по годам
- Троица в 2015 году – 31 мая.
- Троица в 2016 году – 19 июня.
- Троица в 2017 году – 4 июня.
- Троица в 2018 году – 27 мая.
Источник: vedmochka.net
Православный календарь на 2017 год
Годовой православный календарь 2017 отображает церковные праздники, посты, знаменательные события, предшествующие православным праздникам, происходившие в христианстве за многие годы. Церковные праздники, даты православных великих праздников образовались согласно дней рождения святителей, крещения Иисуса Христа, воскрешения, появления на свет Всевышнего, Божьей матери и всех святых православной церкви.
В своём содержании Православный календарь делится на церковные праздники, даты которых не меняются, то есть остаются постоянными из года в год, и праздники православного календаря, которые рассчитываются относительно дня Пасхи. Дата Светлого Воскресения Христова ежегодно выпадает на разные числа, месяцы, но празднуется православная Пасха по церковному календарю верующими прихожанами православной церкви ежегодно весной – в апреле-мае.
В церковные праздники, согласно числам по месяцам православного церковного календаря, верующие должны поститься, молиться в знаменательные даты – 19 декабря на рождение Николая Чудотворца читать акафист и молитву Угоднику. посещать церковь, причащаться. В августе 28 числа молиться Богородице. чтить и помнить знаменательные праздничные числа на протяжении всего года.
Разгадамус считает познавательным. Годовой православный календарь – удобный перечень церковных праздников, наименование и числа которых порой сложно удержать в памяти. Стоит отметить, что заниматься домашними делами в православные праздники нельзя: мыть, стирать, шить по канонам православия запрещается. В праздничные дни и во время постов следует помогать бедным, помнить о беспомощных.
Церковные православные праздники разделяются на Великие, Средней величины, Малые, а также на непереходящие и переходящие. Пасха – самый Великий православный праздник, дата её празднования передвигается в церковном календаре каждый год на разные дни. Великие праздники – это свидетельство земной жизни Иисуса Христа и Богородицы.
Календарь Великих православных церковных праздников на 2017 год
Двунадесятыми праздниками называют праздники, посвящённые земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, по этой причине первые носят название Господние, а вторые Богородничные. Двунадесятых праздников в православии двенадцать.
Великие церковные праздники в православном календаре, самые важные знаменательные числа календаря для православных христиан по месяцам, собранные в удобное расписание, позволят не запоминать наизусть даты, иметь их всегда под рукой. Великие двунадесятые и Великие недвунадесятые праздники:
- 7 января – Рождество Христово, постоянная дата;
- 14 января – Обрезание Господне;
- 19 января – Крещение Господне, непереходящий праздник;
- 15 февраля – Сретение Господне, непереходящая дата;
- 7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы, постоянное число и месяц;
- 9 апреля – Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим – переходящий праздник;
- 16 апреля – Пасха. Светлое Воскресение Христово, дата сдвигается.
- 25 мая – Вознесение Господне, переходящее число;
- 4 июня – День Святой Троицы. Пятидесятница, число меняется;
- 7 июля – Рождество Иоанна Предтечи, постоянная дата;
- 12 июля – праздник Петра и Павла, святых первоверховных апостолов;
- 19 августа – Преображение господне, не сдвигается;
- 28 августа – Успение Пресвятой Богородицы, не переходит;
- 11 сентября – Усекновение Иоанна Предтечи;
- 21 сентября – Рождение Пресвятой Богородицы, постоянное число;
- 27 сентября – Воздвижение Креста Господня, непереходящий праздник;
- 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы, постоянная дата праздника;
- 4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы, неизменная дата.
Православные посты 2017, календарь и расписание постов в 2017 году
У православных христиан существуют различные виды церковных постов – многодневные Посты, во время которых следует воздерживаться от пищи животного происхождения, однодневные и евхаристические (перед причастием).
Самыми основными в православии считаются многодневные Посты
- Великий Пост – с 27.02.2017 по 15.04.2017
- Петров Пост – с 12.06.2017 по 11.07.2017
- Успенский Пост – с 14.08.2017 по 27.08.2017
- Рождественский Пост – 28.11.2017 по 06.01.2018
Особое место в православном календаре занимает Великий Пост, он считается самым значимым у православных христиан, самым длинным. Начинается Великий Пост в 2017 году 27 февраля, дата начала Поста приходится после завершения Масленицы – на конец февраля, число окончания – в апреле перед самой Пасхой.
Апостольский или Петров Пост (ещё называют Пятидесятница) наступает летом, его продолжительность по времени, как начало, так и конец, зависит от даты Пасхи, число праздника используется для определения начала и окончания многодневного летнего Поста.
Успенский Пост посвящён Богородице, продолжительность его составляет две недели, он считается коротким.
Рождественский Пост (другое название Филипповский) продолжается ровно сорок дней, считается зимним.
Церковный календарь включает в себя три однодневных поста: Крещенский, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня, кроме этих трёх однодневных постов православные христиане, относящие себя к верующим, постятся еженедельно по средам и пятницам.
- Крещенский сочельник – 18.01.2017
- Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11.09.2017
- Воздвижение Креста Господня – 27.09.2017
- Сплошные Седмицы в 2017 году (в этих неделях нет Поста в среду и пятницу)
Просмотрев православный календарь, церковный на 2017 год, праздничные даты по месяцам, обратите внимание на 5 сплошных седмиц, при наступлении дат которых Пост по средам и пятницам отменяется и не соблюдается. Сплошными седмицами, которых в православном календаре 5 – Святки, Сырная (в которую мясо запрещено), Пасхальная, Мытаря и Фарисея, Троицкая, называют праздничные недели.
- Святки – с 07.01.2017 по 17.01.2017
- Мытаря и Фарисея – с 06.02.2017 по 11.02.2017
- Масленица – с 20.02.2017 по 26.02.2017
- Пасхальная седмица – с 17.04.2017 по 22.04.2017
- Троицкая седмица – с 05.06.2017 по 11.06.2017
Родительские субботы или дни особого поминовения усопших
В поминальные дни вспоминают всех усопших, приходят на могилы умерших родственников, друзей, знакомых, молятся в церкви о душах умерших христиан, зажигают свечи дома и в храмах. По церковным обрядам принято поминать усопших в особые дни, такие, как Радоница, Вселенская родительская суббота, 2, 3, 4 суббота Великого Поста, Троицкая и Дмитриевская субботы.
- Вселенская родительская мясопустная суббота – 18.02.2017
- Суббота второй седмицы Великого Поста – 11.03.2017
- Третья седмица Великого Поста в субботу – 18.03.2017
- Суббота четвёртой седмицы Великого Поста – 25.03.2017
- Радоница – 25.04.2017
- Суббота Троицкая – 03.06.2017
- Суббота Дмитриевская – 28.10. 2017 (её дата меняется)
Подробный православный календарь 2017 указывает на Посты и церковные праздники в текущем году, с помощью календаря на 2017 год верующим христианам проще соблюдать законы церкви – поститься, готовиться к праздникам, знать точные даты знаменательных событий.
Календарь православных праздников на 2017 год позволит всегда быть в курсе наступающего праздника, для этого необходимо лишь посмотреть число и месяц в календаре. Православный Церковный календарь, кроме Великих праздников, содержит даты почитания Святых, которые помогали и до сих пор помогают верующим христианам через молитвы, акафисты.
В православных календарях 2017 по месяцам Вы найдёте церковные праздники, даты почитания христианских Святителей, в эти числа можно благодарить Святых перед иконой в церкви или дома, зажечь свечи, просить у наших заступников помолиться перед Господом Богом, попросить прощения за наши грехи вольные и невольные.
Календарь православных праздников на 2017 год по месяцам
Православная церковь пользуется календарём для определения последовательности Постов годичного цикла, праздников по дням, неделям, месяцам, указанным в церковном календаре, проводит богослужения в храмах согласно знаменательным датам.
Напомним ещё раз дату Великого праздника, которая меняется ежегодно и определяется по солнечно-лунному календарю – Пасха 16 апреля, празднуется всеми Православными церквями, кроме Финской церкви.
Источник: razgadamus.ru
Церковные праздники. даты. объяснения и традиции
В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство. попразднство и отдание .
У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.
Праздники христианские
Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.
Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).
Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники ). Пасха. как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.
Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).
Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.
В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.
Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.
Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.
Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.
«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»
Источник: azbyka.ru
Православные праздники. Двунадесятые переходящие и непереходящие праздники.
Церковный год – это чередование будней и праздников. В будни человек призван трудиться «в поте лица добывать хлеб свой». Праздники же даны для того, чтобы почувствовать раскрепощение, подняться над суетой и обыденностью мира, ощутить себя причастным к высшему из миров, «где нет болезней, печалей и воздыхания, но жизнь бесконечная».
Самый главный день церковного года – день Светлого Воскресения Христова, Пасхи Господней.
Православные праздники или священные дни. установлены синайским законодательством и восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божией Матери или памяти святых угодников, поэтому в своих службах Церковь прославляет тех, кому посвящен известный день года. Торжественным образом совершаемые годовые службы называются праздниками или праздничными службами.
Первым и древнейшим праздником является воскресный день или Воскресение. В книге Бытия вслед за рассказом о сотворении мира говорится: “и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел ” (Быт. 2, 3). Таким образом, людям был подан пример, чтобы они шесть дней трудились, а в седьмой прекращали свои дела. Из десяти заповедей, данных Богом на Синае и содержащих в себе весь нравственный закон, четвертая заповедь обязывает человека шесть дней работать, а в седьмой прекращать свои дела и служить Богу (Исх. 20, 8-10).
В Новозаветное время при учениках Иисуса Христа – апостолах празднование воскресного дня началось в Воскресение – первый день недели. В книге “Деяния апостольские” рассказывается, что они собирались для преломления хлеба (Деян. 20, 7), молились с верующими, пели гимны, тогда же производился сбор в пользу бедных и нуждающихся (1 Кор. 10, 2). Так сформировалось праздничное богослужение или Божественная литургия, обязательная для дня праздника. В течение трех первых веков христианства воскресный день соблюдался, как день святой радости и благодарения.
Для ежегодного воспоминания о великих событиях истории искупления человеческого рода первые христиане по примеру ветхозаветной церкви кроме дня воскресного установили празднества в некоторые другие дни. Из числа таких дней особенно почитался праздник Пасхи . заключавший в себе воспоминание о распятии и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. В зависимости от него стали праздновать день Вознесения Иисуса Христа (через сорок дней после Пасхи) и Сошествия святого Духа на апостолов через 50 дней после Пасхи, дни рождения и крещения Спасителя, сретения Его во храме Симеоном. Наряду с этими праздниками воспоминались события из жизни Пречистой Богородицы. Введение Ее во храм, Благовещение и другие памятные дни. Поскольку Церковь была враждебно встречена противниками христианства, то скоро в ней появились и мученики, чья жизнь была поучительна для верующих и потому дни их кончины свято чтились, в их честь составлялись церковные песнопения. Многие из великих отцов и учителей Церкви, прославившиеся своими сочинениями и благочестием, были также причислены к лику святых и дни кончины их сделались днями праздничными. Так составился годичный круг памяти святых и появился месяцеслов; в книге, именуемой Минеей, содержатся службы святым на каждый день года.
Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных. В 4-6 вв. покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и конские скачки. Император Константин Великий (274-337) запретил производить в воскресные дни торговлю. Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие законы есть в других государствах, исповедывающих христианство, а также у иудеев и магометан.
С принятием веры христианской на Руси все порядки церковной жизни, а также месяцеслов и богослужебные книги были восприняты из Греции. Те праздники, которые отмечали греки, стали праздноваться и на Руси. Но с течением времени совершались важные церковные события и появлялись свои святые. В память их установлены особые праздники. В их числе – 26 ноября – день освящения митрополитом Иларионом в 1051 г. церкви святого великомученика Георгия в Киеве. На Руси стали праздновать происхождение Честных древ Животворящего Креста (1170), явление чудотворных икон Божией Матери – Тихвинской (1383), Казанской (1579), в честь святых равноапостольных Ольги и Владимира, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских и всея Руси чудотворцев, Митрофана и Тихона Воронежских и других святых подвижников. В течение тысячелетия круг православных праздников продолжал расширяться за счет введения в месяцеслов имен новых подвижников. Так было, например, в период феодальной раздробленности, когда происходила канонизация местных святых – новгородских, владимирских, ростовских, черниговских, тверских, муромских.
В связи с канонизацией новых русских святых на Московских соборах 1547 и 1549 годов, с установлением служб чтимым русским иконам в 16 в. месячные Стихирари (Минеи) существенно разрослись. Из них выделились две певческие книги – Праздники – циклы песнопений в честь главных общехристианских святынь и Господских, или двунадесятых, праздников – Рождество, Успение, Троица и пр. и Трезвоны – песнопения в честь наиболее почитаемых, в том числе русских святых.
В настоящее время все церковные праздники годичного круга разделяются на несколько разрядов. По предмету воспоминаний они разделяются на праздники Господские. Богородичные и праздники святых. Большая их часть упоминается в апостольских постановлениях, некоторые праздники сначала отмечались какой-либо Восточной Церковью, потом сделались общими для всей Православной Церкви. Многие из праздников завершают многодневные или однодневные посты (см. Православные посты ).
Особенностью Русской Православной Церкви является то, что до сих пор праздники отмечаются по старому стилю, поэтому в современных календарях указаны две даты – по старому и новому стилю.
По важности воспоминаемых событий общие праздники разделяются на большие. средние и малые. В зависимости от их значимости и времени они включают предпразднество, попразднество и отдание, которые также считаются праздничными днями.
Сообразно с различными назначениями и воспоминаниями различаются и все дни богослужений в кругу последования седмичного и особенно годового. Чем выше и важнее воспоминание, тем торжественнее церковь отмечает его. За несколько дней она обыкновенно встречает (сретает) его и предвозвещает в своем богослужении – встречает и предвозвещает пением катавасий, предпразднествами и навечериями. А провождает его славлением наутриями и попразднествами. Но чем менее воспоминание, тем сокращеннее оно совершается.
Большие праздники в свою очередь делятся на 3 разряда. К первому относится величайший из праздников Пасха . ко второму – двенадцать праздников, известные под именем двунадесятых. и к третьему – недвунадесятые. Помимо них есть еще великие праздники .
По времени празднования праздники разделяются на подвижные и неподвижные. Это различие праздников происходит оттого, что одни из них приурочены к числу, а другие ко дню. Поэтому одни из них меняют день, не меняя числа, другие меняют число, не меняя дня. Первые называются неподвижными. а вторые – подвижными. Во главе неподвижных праздников Господских стоит праздник Рождества Христова. а во главе подвижных – праздник Пасхи .
Праздник Пасхи или Светлого Христова Воскресения – это первый и самый важный праздник в Новозаветной Церкви. В ряду Господских праздников он занимает центральное место, неслучайно о нем говорят, что это “праздник из праздников и торжество из торжеств”. Пасха завершает многодневный Великий пост . Священники облачаются в светлые одежды, также торжественно одеваются в этот день верующие. Особенно торжественна божественная литургия, которой предшествует крестный ход в полночь вокруг храма и последующее радостное возглашение священника “Христос Воскресе!”, на что верующие отвечают: “Воистину воскресе!” С этими словами они приветствуют друг друга вплоть до праздника Вознесения Господня. После окончания пасхальной литургии верующие разговляются освященными испеченным сладким куличом, пасхой (сладкой сырковой массой с изюмом) и крашеными вареными яйцами (писанками) – в напоминание о причащении истинной пасхи Христовой, от которой мы должны были бы вкусить в день Пасхи, которая соединяет нас и подает благословение на разрешение поста. Неделя после праздника Пасхи называется Светлой. В субботу в храмах после службы раздается артос (хлеб) – кусочки просфоры, который уподобляют ветхозаветным опреснокам и манне.
Далее: Пасха. История праздника >>>
Двунадесятые праздники по времени разделяются на переходящие и непереходящие .
Двунадесятые переходящие праздники
Двунадесятые переходящие праздники в зависимости от дня празднования Пасхи ежегодно имеют различные даты. К ним относятся Вход Господень во Иерусалим, Вознесение Господне, день Святой Троицы или Пятидесятница. >>>
В день Входа Господня в Иерусалим Церковь особенно воспоминает прославление Иисуса Христа перед Его крестною смертью для показания, что страдания Спасителя были вольные. Указание на этот праздник впервые встречается в 3 в. От обычая употреблять в этот день ваии (ветви финиковой пальмы) как символа победы, с которыми встречали Спасителя, он называется “Неделей ваий” или Цветоносной, Цветною. В России праздник называется “Вербным Воскресением”, потому что вместо ваии употребляется верба. Этот день приходится на конец Великого поста, после которого начинается Страстная неделя.
Далее: Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). История праздника >>>
Вознесение Господне празднуется в 40-й день после Пасхи, который всегда приходится на Четверг 6-й недели. Его установление относится к апостольским временам и по значению – это великий праздник, так как удостоверяет в исполнении Божественного домостроительства о спасении человека и всего мира и о высочайшем прославлении человеческого естества в лице Иисуса Христа.
Далее: Вознесение Господне. История праздника >>>
День Пресвятой Троицы или Пятидесятница празднуется в 10-й день после дня Вознесения Господня и приходится на 50-й день после Пасхи. Он называется также днем Сошествия Святого Духа на апостолов, потому что во время праздника Пятидесятницы в Иерусалиме на Сионской горе появился Божественный огонь в виде множества языков огненного цвета и верующие начали говорить на разных языках. Троицыным днем он называется потому, что с явлением Святого Духа открылось таинство Святой Троицы, вследствие чего Церковь, уча “православно” и благочестиво исповедывать Пресвятую Троицу, чествует и прославляет все три Лица Святой Троицы, участвовавшие в Сошествии Святого Духа – Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Особенностью празднования этого дня в России является украшение храмов и домов ветками березы, травою и цветами, подобно тому как ветхозаветная Церковь праздновала Пятидесятницу, принося в этот день начатки жатвы..
Далее: День Святой Троицы. Пятидесятница. История праздника >>>
Двунадесятые непереходящие праздники
Праздник Рождества Христова впервые был введен в 4 в. Константинопольской Церковью, а потом распространился по всему православному Востоку. Цель его установления – воспоминание и прославление рождения Господа по плоти от Пресвятой Девы. Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост (св. Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. После Рождества наступают святки – святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.
Далее: Рождество Христово. История праздника >>>
Рождество Пресвятой Богородицы было плодом праведной жизни Ее родителей – святых Иоакима и Анны. В церковном смысле оно есть начало исполнения всех божественных обетований, которыми жило и утешалось человечество в течение многих тысячелетий, явление миру тайны, которая предуготована от вечности во спасение и славу падшего рода человеческого.
Далее: Рождество Пресвятой Богородицы. История праздника >>>
Введение во храм Пресвятой Богородицы установлен в память введения Святой Отроковицы в возрасте трех лет в Иерусалимский Храм, где Она пребывала до обручения с праведным Иосифом.
Далее: Введение во храм Пресвятой Богородицы. История праздника >>>
Праздник Воздвижения Креста Господня был установлен в воспоминание обретения Креста Господня в 4 в. при Константине Великом, когда был освящен храм Воскресения Христова, что отразилось в тропаре праздника: “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим”. В 7 в. с воспоминанием обретения креста Господня было соединено другое воспоминание о возвращении креста Господня из персидского плена. Особенностью праздника является то, что накануне праздника крест Господень возлагается в храме на престол соблюдается строгий пост.
Далее: Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. История праздника >>>
Крещение Господне или Богоявление предваряется Навечерием, когда соблюдается строгий пост и вечером совершается великое водоосвящение, которое в отличие от меньшего водоосвящения отличается большей торжественностью. Освященная вода называется в Православной Церкви великой агиасмой (святыней), которой окропляют храмы и жилища и назначают пить тем, кто не допущен до причастия Святых Таин. Ее хранят дома и пьют только в исключительных случаях натощак. В день праздника Богоявления (6 января) происходит повторное великое освящение воды, равнозначное тому, что совершалось накануне. Как правило, в храмах совершаются торжественные шествия к воде с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря праздника.
Далее: Праздник Святое Богоявление. Крещение Господне. История праздника >>>
В день Сретения Господня воспоминается принесение Иисуса Христа Пресвятою Мариею по исполнении дней очищения в храм, где Младенец был встречен праведным Симеоном. От этой встречи праздник получил свое название и был известен уже в 4 в. в Иерусалимской Церкви. С ним соотносится избавление от многих бедствий в Константинополе и Антиохии (Сирии), сопровождавшееся всенародным молением и постом, в воспоминание об этом установлено совершать в этот праздник перед литургиею литию в монастырях.
Далее: Сретение Господне. История праздника >>>
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящен воспоминанию события, которое у древних христиан имело названия “Зачатие Христа”, “Благовещение Ангела Марии” и др. и только в 7 в. ему было дано теперешнее название. По особенностям богослужения он приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления и обычно приходится на Великий пост .
Далее: Благовещения Пресвятой Богородицы. История праздника >>>
Праздник Преображения Господня посвящен воспоминанию события на горе Фавор, когда Иисус Христос преобразился и явился Своим ученикам телесно. Его стали праздновать повсеместно в 8 в. хотя корни его скрываются в предшествующих веках христианства. Он приходится на Успенский пост, в России он получил название Второго Спаса, Спаса на горе или Яблочного Спаса, поскольку в этот день принято помимо винограда и пшеницы освящать в храме яблоки.
Далее: Преображение Господне. История праздника >>>
Праздник Успения Божией Матери установлен для прославления Богоматери и Ее успения (кончины), по преданию, последовавшего в 48 г. Вместе с тем этим событием Церковь научает, что смерть не есть уничтожение нашего бытия, а только переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию. Всеобщее его празднование установлено с 582 г. при императоре Маврикии.
Далее: Праздник Успения Пресвятой Богородицы. История праздника >>>
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы был установлен в воспоминание видения в середине 10 в. св. Андреем Богоматери, покрывавшей Своим покрывалом (омофором) христиан во Влахернском храме в Царьграде. Это было воспринято как знак спасения греков от осаждавших их сарацин.
Далее: Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. История праздника >>>
Обрезание Господне установлено еще в Ветхом Завете, в Православной Церкви оно стало отмечаться в 4 в-5 вв. Этим праздником утверждается вера в ту истину, что Господь есть Богочеловек.
Далее: праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого. История праздника >>>
Праздник Рождества Иоанна Предтечи совершался уже в 4 в. воспоминая святого пророка, предвозвещавшего явление Сына Божия во плоти и удостоившего крестить Его во Иордане. Поэтому он прославился как ангел, апостол, мученик, пророк. Спасенный от смерти, постигшей тысячи младенцев в Вифлееме, он вырос в дикой и бесплодной пустыне, приготовляя себя к великому служению. Своею проповедью он приготовил народ к принятию давно ожидаемого Спасителя – Мессии.
Далее: Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. История праздника >>>
В день святых апостолов Петра и Павла они воспоминаются как ученики Спасителя, проповедавшие Его учение. Оба претерпели мученическую смерть в 67 г. за распространение учения Христа и обращение в христианскую веру язычников.
Далее: День Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. История праздника >>>
Усекновение главы Иоанна Предтечи отмечается в воспоминание казни святого пророка в 32 г. царем Иродом, обещавшим своей возлюбленной Иродиаде исполнить любое ее желание. В этот день установлен строгий пост во имя прославление великого постника и пустынника, а также поминаются православные воины, пострадавшие за веру и отечество.
Далее: Усекновение главы Иоанна Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. История праздника >>>
Средние праздники бывают двух видов: одни из них, как и великие праздники, имеют всенощное бдение, а другие только полиелей. К праздникам этого вида присоединяются храмовые праздники в честь мощей местного святого. Последования средних праздников первого вида, в отличие от праздников великих, не посвящаются исключительно воспоминаемому событию, потому что на них к праздничному канону прилагается канон Богородице на утрене. В средние праздники второго вида бдение не совершается.
Малые праздники тоже бывают двух видов. Святые, в честь которых совершаются такие праздники, в церковном уставе называются святыми со славословием. В некоторые из этих праздников имеющееся на тот же день последование другого святого поется на повечерии.
Кроме того, праздники подразделяются на общие. которые одинаково торжественно справляются во всех храмах, и местные. которые совершаются с особенной торжественностью только в некоторых местах. Чаще всего такие праздники отмечаются в дни освящения храмов и в воспоминание тех, во имя кого был устроен престол храма, поэтому они называются храмовые или престольные. По особенностям богослужения храмовые праздники принадлежат к разряду средних праздников.
Начало храмовых праздников относится еще к ветхозаветным временам (Исх. ХХ, 34; XXIV. 36; Лев. XVI гл.; и др.). Из новозаветных времен особенно частые свидетельства о храмовых праздниках идут с 4 в.
В России престольный праздник составляет как бы вторую Пасху. Наиболее часто храм освящали в память Спасителя и Пресвятой Богородицы. В 19 веке около трети храмов на Руси было посвящено Богородице и в первую очередь праздникам Успения, Покрова, Благовещения. Почти шестая часть всех храмов посвящалась святителю Николаю – угоднику. В престольный праздник совершается крестный ход с праздничной иконой, хоругвями и т.д. вокруг храма.
Помимо этих праздников Православная Церковь отмечает дни, в которые воспоминаются другие священные события, которые сопровождаются предпразднеством. К ним относятся дни памяти великих святителей, мучеников, преподобных и других святых, например, трех святителей – (30 января/12 февраля) – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого (с 1084 г.); святого Николая Чудотворца (6/19 декабря), которому на Руси с самого начала введения христианства воздавались особые почести, воздвигались в честь его монастыри, храмы, часовни; святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских (11/24 мая), живших в 9 в. (в России этот день отмечается как день славянской письменности); святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь, и многие другие.
Отличительной особенностью православных праздников является обязательное посещение храма. Ранее, по церковному уставу, те прихожане, которые в течение трех воскресений не посещали храм, отлучались от церкви. В праздники священнослужители одеваются в дорогие блестящие одежды. Этим знаменуется та одежда нетленная и бессмертная, в которую облекутся избранные Божии по воскресении из мертвых, тот божественный свет и слава которыми они будут облечены в Царстве Божием. Смотря по высоте праздника, духовенство облачается в светлые одежды, “во весь светлейший сан”, например, на Пасху, а при воспоминаниях менее торжественных – облачается в темные одежды, например, во дни страдания Спасителя. Во дни великой радости богослужение бывает при полном освещении храмов, в другие дни при меньшем свете. Светлым облачением и обилием света в великие праздники церковь выражает радость и благодарность Богу и святым за благодеяния ею воспоминаемые.
Помимо общих принадлежностей праздничного богослужения, включающего иконы, свечи, каждение, поклоны и т.д. особенным является и праздничное пение, соответствующее каждому празднику, включающее пение тропарей, акафистов, кондаков. В дни праздников совершается литургия – богослужение, центральным моментом которого является совершение евхаристии, возношение даров.
Церковные и памятные дни включают дни интронизации и тезоименитства российских патриархов. Дни поминовения усопших также отмечаются торжественно (см. Поминальные дни ).
Источник: proeveryday.ru
Станьте первым!